Речной флот Амурского водного бассейна в начале прошлого века был по численности вторым в России - после Волжского. По Шилке, Амуру, Зее, Селемдже, Бурее, Сунгари, Уссури и озеру Ханка рейсировало, как тогда говорили, около 200 пароходов и около 250 барж. Чего только не случалось во время рейсов!
 
Крушение парохода «Петербург»

В самом начале навигации 1910 года, 28 апреля, пароход «Петербург» шел вниз по Амуру. По реке тянулись ряды льдин. Подошли к заимке Нехорошева, на 8-й версте ниже Бекетовой. Администрация решила остановиться на ночь, так как впереди был туман.

Когда повернули к берегу, какая-то шальная льдина ударила пароход в борт, тот рванул вперед и получил пробоину второго борта. В трюм хлынула вода. Пароход стал тонуть.

Спустили шлюпки, пассажиры стали высаживаться на остров, а пароход под напором шуги продолжал плыть. Матросы сумели завести концы и остановить его. 

Было страшно холодно (конец апреля), но среди пассажиров было много мужчин. Вскоре на острове застучали топоры, повалились деревья, запылали костры. Разбивались палатки, из веток мастерились постели.

Забрезжило утро. Пароход стоял в воде по среднюю палубу. На его крыше ютились пассажиры и капитан, которые так и не смогли перебраться на берег. Несколько раз они пытались это сделать уже при свете дня, но густая шуга не позволяла. 

К шести часам вечера вода начала спадать. С парохода спустили шлюпку с пятью пассажирами и отправили в виде депутации на стоявшую в 12-ти верстах ниже «Москву». Через несколько часов «Москва» пришла. Погрузились, поехали. 

Команда «Петербурга» осталась на реке. Своими силами поднять пароход не было никакой возможности. 4 мая в 8 утра на помощь пришел присланный судоходной инспекцией пароход «Благовещенск». В 10 часов мимо проходил пароход «Онон». Командир «Благовещенска» господин Кушнаренко тревожным свистком остановил его и попросил принять участие в подъеме. Пробоины «Петербурга» завалили изнутри лесом.
Пароход был поднят…

Через десять дней в газете «Эхо» было размещено следующее объявление: «Пароход «Петербург» после вытерпленной аварии вновь отремонтирован и имеет выйти в Сретенск 17 или 18 мая».
 
Побоище в Мазаново

В ночь на 6 сентября 1910 года в Мазаново толпа деревенских ребят во главе с сельским писарем напала на китайцев-матросов, которые грузили дрова на пароход «Иртыш». Ни просьбы боцмана, ни крики избиваемых китайцев не помогли: били чем попало - камнями, кулаками. В результате всю команду загнали на пароход. Видя, что хулиганы не дают грузить дрова, помощник командира выслал на берег боцмана и нескольких пассажиров с ружьями. Тогда хулиганы по команде писаря бросились ломать сарай и с жердями и дубьем кинулись на матросов - русских и китайских. 

В это время мимо проходил один из мазановских торговцев. Писарь подскочил к нему и хотел ударить колом, но тот выстрелил в него из револьвера. Писарь бросился бежать, вдогонку за ним было послано еще несколько пуль. Стали разбегаться от выстрелов и остальные хулиганы...
Это уже третий случай избиения матросов в нынешнее лето. Пароходовладельцы собираются бойкотировать Мазановскую пристань, если туда не назначат полицейского, который сможет усмирять хулиганов.

Арест стального конца

Пароход «Муравьев-Амурский», идя по течению, вопреки правилам сделал поворот против баржей у станицы Игнашинской, где грузились рельсы. От быстрого хода и поворота получился сильный вал, баржи так раскачало, что подпорки, брусья и сходни полетели в воду, а баржи привалило к берегу. 

Это возмутило грузчиков. Они потребовали с капитана 50 рублей за убытки, так как на то, чтобы все наладить, понадобится три-четыре часа. Для артели в сорок человек это будет дорого стоить. Командир парохода Кафтанчиков отказался. Тогда грузчики потребовали, чтобы команда «Муравьева-Амурского» своими силами наладила порушенные сходни. Кафтанчиков отказался. Тогда грузчики заявили, что задержат швартовый конец парохода, и задержали его.

Администрация пароходства собирается привлечь грузчиков за захват чужой собственности - швартового стального конца стоимостью 100 рублей.
 
Странная выходка капитана

Из Харбина шел пароход «Ермак». Его проткнула баржа, и вода стала заливать трюм. С проходящего парохода «Павел» на «Ермак» передали для откачки воды помпу. Через несколько дней на обратном рейсировании «Павел» остановился недалеко от аварии, послал на «Ермак» шлюпку с помощником командира с просьбой вернуть помпу. 

Командир «Ермака» отказался разговаривать с помощником и потребовал, чтобы к нему явился член правления товарищества, который в это время находился на борту «Павла». Помощник, присланный с «Павла», стал требовать вернуть помпу. Тогда по приказу командира «Ермака» помощника связали, а сам командир поплыл на пароход «Павел». 

Явившись туда, он стал говорить, что помощник был пьян и буянил. Ему никто не поверил. Послали вторую шлюпку и забрали помощника. Его освидетельствовал врач: «Измят, разбит своим здоровьем, по телу багровые пятна, опухоли, ноги одеревенели». 

Делу дан ход. Удалось за-брать помпу с «Ермака» или нет, в заметке не указано.

***

Самодурство командиров

С открытием навигации благовещенские газеты начинали получать и печатать письма пассажиров амурских пароходов. Читаешь - и диву даешься!

- Из станицы Игнашиной редакцией «Амурского края» получено такое письмо. «Загадка: в какой стране высаживают пассажиров с парохода в воду? Если Амурское общество пароходства и торговли, и особенно командир парохода Бубнов, разгадают эту загадку, то выплачу премию. Ар. Мыльников». Для редакции автор письма сделал пояснение: «Возмутительно! Командир командует матросам: «В воду их, пассажиров, выталкивай!»

- «Позвольте через вашу газету «Эхо» спросить. Почему господа командиры пароходов останавливаются в Константиновке не у пристани, а выше ее, где берег покрыт непроходимой чащей и совершенно неудобен для посадки и высадки пассажиров. При посадке и высадке в таком неудобном месте нередко пассажиры остаются с рваными костюмами и исцарапанными лицами. Позвольте напомнить, что не население существует для пароходов, а пароходы для населения. Ф. Номоконов, В. Победин».

- «Пароход «Хинган» пошел в рейс до Сретенска, но пристал в Сахаляне (Хэйхэ) у винного склада. Сутки ждали каких-то запчастей, которые везли из Благовещенска. За это время кто хотел - напился, некоторые до чертиков.  Отремонтировали пароход, дошли до Верхнеблаговещенской и… снова вернулись в Сахалян, опять к винному складу. Только на следующий день «Хинган» вернулся в Благовещенск. Со скандалом пассажирам возвратили деньги за билеты, и они пересели на другой пароход. Пассажиров было больше трехсот!»

- «На частных пароходах плату за проезд берут как вздумается: «Муравьев-Амурский» за 44 версты от Благовещенска до Марково берет 5 рублей, а «Москва» - 1 рубль».

- «Выпивший господин при посадке по ошибке зашел на пароход «Муром» и показал командиру билет на пароход «Сибирь». Командир рассвирепел и так толкнул пассажира, что тот кубарем полетел со сходен. Мало того, командир подбежал к упавшему и толкнул его в воду со словами: «Ездишь на «Сибири», так похлебай воды».

КСТАТИ

В Благовещенск прибыли… 

К услугами пассажиров амурских пароходов было три класса размещения на пароходах: третий класс - в трюмах или на палубах, второй класс - в общем помещении с отдельными койками, первый класс - в каютах по одному-два человека. Первым классом пользовались господа, и по прибытии в Благовещенск их фамилии, должности, принадлежность к тому или иному сословию печатались в газетах.

Валентина КОБЗАРЬ.