«Вряд ли я согласилась бы говорить об этом вслух, но недавний скандал с телеведущей Региной Тодоренко, высказавшей мысль, что женщины, которых бьют мужья, сами виноваты в происходящем, заставил по-новому взглянуть на проблему, - начинает рассказ Ольга. - Неожиданно я узнала, что среди моих знакомых гораздо больше пострадавших от рук домашних агрессоров, чем я могла предположить. Что и говорить, ведь я сама едва не стала жертвой семейного насилия в третьем поколении: дед оскорблял и унижал бабушку, отчим бил мать… Когда человек, с которым я хотела прожить жизнь, ударил меня, я поняла, что эту цепь пора разорвать…
 
Это семейное
 
О том, что я «идеальная заготовка» для домашнего тирана, мне в голову никогда не приходило. До определенного возраста я вообще не размышляла в этом ключе, хотя перед глазами было немало примеров, когда женщина превращалась в объект издевательств в стенах своего собственного дома. Моя бабушка является такой жертвой уже больше полувека. Почти всю свою жизнь она прожила в страхе и ненависти. В прошлом году они с дедом отметили золотую свадьбу. После того как застолье подошло к концу и гости разошлись, дед запустил в бабушку подаренной вазой, а потом ударил по спине табуреткой. И в этом нет ничего удивительного  - так он вел себя с первых дней совместной жизни. «Ты мне изменяешь!» - орет он всякий раз, как выпьет. В неверности он подозревает ее до сих пор, хотя им обоим далеко за семьдесят.
 
Неудивительно, что моя мать сразу после окончания школы сбежала в город и вышла замуж чуть ли не за первого встречного - так торопилась вырваться из родительских оков. Ее брак распался, когда я была совсем крохой. Вскоре в ее жизни появился «дядя Игорь» - мой отчим. История бабушки повторилась с утроенной силой и закончилась трагедией. Отчим ревновал маму до потери рассудка, в пылу ревности избивал до полусмерти. Помню, как мама ходила в колготках и шарфике в тридцатиградусную жару - лишь бы окружающие не видели синяков. Однажды мама задержалась на работе, отчим решил, что она завела себе кого-то на стороне. Дождавшись ее возвращения, он набросился на нее. Мама попыталась защититься, плеснула на него из чайника, и он оттолкнул ее с такой силой, что она упала навзничь, ударившись затылком о бетонную плиту. Всё это произошло на моих глазах, но я, привыкшая к подобным сценам, даже не поняла, что случилось непоправимое. Через три дня мама умерла, не приходя в сознание. Отчима никто к ответственности не привлек: списали на несчастный случай.
 
Меня забрала бабушка, и в течение следующих десяти лет я была зрителем театральных постановок про Отелло в роли деда. На заднем плане развивалась драма младшей маминой сестры, моей тети. Она к тому времени тоже вышла замуж, и тоже за тирана. После очередного скандала с мужем, тётя прибегала к бабушке, но через два-три дня возвращалась назад.
 
Слушая мою историю, вы можете решить, что я росла в асоциальной среде. Это не так. Наша семья всегда была на хорошем счету в селе. Деда считали лучшим специалистом, с ним советовались даже начальники, бабушку уважали (и продолжают уважать). О домашних разборках люди если и догадывались, то не видели в них ничего особенного, считая это прозой жизни.
 
Посадил на цепь
 
Я выросла и уехала в город. Дала себе слово: у меня все будет иначе. Знакомство с Владом было похоже на исполнение мечты о принце. Он был обаятелен и очень щедр. Уже на пятый день знакомства купил мне смартфон последней модели, а еще через две недели подарил золотую цепочку с кулоном и предложил переехать к нему. Подарок был символичным - меня хотели посадить на цепь, - но тогда я этого не поняла.
 
Сначала я не афишировала наши отношения - боялась зависти. А потом не удержалась и выставила общее фото в соцсеть. Тут же в «личку» пришло сообщение: «Оля, только не он!» Одна из приятельниц написала, что знакома с бывшей девушкой Влада. И знает точно, что он ее бил. Я, конечно, была неприятно поражена. Вывела Влада на откровенный разговор. Он не отрицал, что поднимал руку на экс-возлюбленную, но убедил меня в том, что она сама была виновата - изменяла. А еще он поклялся, что со мной ничего подобного не произойдет, ведь я не собираюсь «ходить налево». Я не собиралась. А потому успокоилась. И постепенно забыла о предупреждении приятельницы. Влад вел себя почти идеально. Цветы и подарки, конечно, появлялись все реже, но я не видела в этом ничего удивительного: букетный период подошел к концу, началась семейная жизнь (мы хоть и не были расписаны официально, но фактически жили как супруги). 
 
Однажды мне позвонила подруга и предложила сходить в новый «ночник». Не то чтобы я любила ходить по клубам, но не видела ничего дурного в том, чтобы встретиться с девчонками, потанцевать. Влад, когда услышал о моих планах, округлил глаза: «Тебе-то что там делать? Туда бабы ходят, чтобы мужика найти!» И я осталась дома. Не портить же отношения с любимым из-за какой-то вечеринки. Постепенно из моей жизни исчезли даже безобидные посиделки с подругами в кофейне. Я оказалась в замкнутом круге: работа - дом. Но однажды и этот скромный маршрут сократился до одного пункта. После небольшого конфликта на работе Влад настоял на том, чтобы я написала заявление об увольнении. А потом уговорил не торопиться с поиском новой работы, ведь он и так получает неплохо. Я согласилась - и из преуспевающего менеджера превратилась в домохозяйку.
 
Иногда, чтобы я не заскучала, Влад выводил меня «в люди» - чаще всего в торговый центр за новой шмоткой. На какое-то время настроение поднималось, но вскоре чувство опустошения накрывало вновь. Влад тем временем начал предъявлять претензии. Вдруг оказалось, что я плохо готовлю и недостаточно тщательно убираюсь. Если он приходил домой и заставал меня присевшей на диван с телефоном, меня ждал скандал. «Бездельница и лентяйка» - были самыми ласковыми словами в потоке оскорблений. 
 
Побег из золотой клетки
 
Однажды я поняла, что похожа на птичку, посаженную в золотую клетку. Хотя назвать мою клетку золотой нельзя было даже с большой натяжкой. Влад действительно хорошо зарабатывал, но в роскоши я не купалась: деньги он тратил на машину и собственные прихоти. Я попыталась найти работу, но Влад «отрезвил»: «Ты уже потеряла квалификацию. Тебя никуда не возьмут. Сиди дома и не рыпайся!» К тому же у меня начались проблемы со здоровьем. Врачи нашли половую инфекцию. Я пришла в ужас. Было совершенно очевидно, что меня заразил Влад. А еще это означало, что он мне изменяет. Когда я высказала это предположение, человек, которого я когда-то приняла за принца, ударил меня по лицу наотмашь. «Ты такая же б…, как и все!» - крикнул он мне. 
 
В это мгновение я словно очнулась от затянувшегося сна. Воображение тут же выдало видеоряд, в котором Влад толкает меня, я ударяюсь о бетонную плиту и… Я не хотела повторять ни мамин, ни бабушкин сюжет. На следующий день, когда Влад ушел на работу, я собрала вещи и сбежала. К счастью, приютила одна из подруг, она же помогла устроиться в фирму, в которой работала сама. 
 
Влад нашел меня спустя полтора месяца, умолял вернуться. Признался, что действительно изменял мне, но готов исправиться, а еще рассказал душещипательную историю о том, что во всём виновата… его мать. Оказывается, она изменяла его отцу, а тот ее за это бил. Влад все детство наблюдал за разборками родителей и вырос с мыслью, что все женщины - б… Именно поэтому он не может построить нормальных отношений и страдает от этого. Я очень растрогалась и пообещала вернуться на следующий день, однако одной ночи хватило, чтобы понять: делать этого нельзя. Влад с детства усвоил модель поведения тирана, а мне по наследству передался синдром жертвы. Наше совместное будущее предрешено. И если образ девочки для битья меня не устраивает, мне нужно держаться от Влада подальше. 
 
Я нашла самую недорогую съемную комнату и переехала туда. Конечно, условия, в которых я живу сейчас, далеки от привычного мне комфорта, и все же я нисколько не жалею, что вырвалась из клетки, в которой просидела почти пять лет. После фильма Регины Тодоренко я проанализировала свою «лавстори» и поняла, что поступила верно. Действия Влада совпадали с классическим алгоритмом деспота: «Окружить вниманием; отрезать от социума; внушить неуверенность; дать волю кулакам». Я рада, что успела уйти вовремя, и очень жалею, что этого не успела моя мама. Я не раз пыталась убедить и бабушку уйти от деда, но она лишь отмахивается: «Куда я на старости лет? Дом-то дедов…»
 
Записала Дарья ДРУЖИНИНА.
Фото: info-rm.com