Что такое детские вредные привычки?

Вредные привычки малышей - это грызение ногтей, ковыряние в носу, накручивание
волос на палец, сосание пальца или верхней /нижней губы, подёргивание края уха,
бровей, ресниц, покусывание губ и т.д.

Почему они появляются?

Подобные «странности» восполняют маленькому человечку недостаток положительных эмоций.

Как избавить ребёнка от вредных привычек?

Все эти подёргивания, покусывания, сосания и грызения не недостатки воспитания,
а симптомы, свидетельствующие об одном: ребёнок нервничает. Это сигнал, на
который надо адекватно отреагировать - найти причину проблемы, а после выбрать
её оптимальное решение.

Наведите порядок в мире ребёнка. Мир ребёнка ещё достаточно мал. Семья, друзья,
группа в детском саду - вот, пожалуй, и всё окружение. Чтобы понять, почему
ребёнок нервничает, надо выяснить, какие впечатления он получает из своей
«малышовой вселенной».  

Начните с семьи. Именно лицезрение домашних неурядиц чаще всего расстраивает
ребёнка. Поэтому если вы хотите отучить малыша сосать перед сном пододеяльник
или грызть карандаш, то в первую очередь восстановите спокойствие в семье.

Беспокоить малыша может и ваше невнимание к нему. Недостаток ласки компенсировать довольно легко. Постарайтесь чаще обнимать ребёнка, гладьте по спинке, плечикам, по голове. Чаще разговаривайте с ребёнком, играйте в его игры.

Сильное нервное напряжение вызывают и умственные занятия, до которых малыш ещё просто не дорос (иностранные языки, музыка, математика). Не стремитесь к тому, чтобы
ребёнок-дошкольник совершал арифметические действия в пределах сотни или пел
на испанском. Снимать накопившееся напряжение ребёнок начнёт вышеупомянутым «традиционным» способом.

«Голубой экран» тоже не успокаивает нервную систему малыша. Просмотр телевизора
должен занимать не более 15-30 минут в день.

Если у родных и близких всё в порядке, то займитесь «детсадовским» направлением. Поговорите с воспитателем, нет ли у вашего ребёнка проблем в общении с другими
детьми? Как складываются отношения с педагогами?

Самая распространённая среди привычек-«вредин» - сосание пальца. Это рефлекс,
данный природой. Радость от сосания малыш получает с самого рождения, когда мама прикладывает его к груди. Эта процедура ассоциируется у крохи с комфортом и безопасностью. И если в раннем возрасте ребёнок не удовлетворил свою потребность в сосании, впоследствии она может «выплыть» как привычка, например, в виде пресловутого сосания пальца при любой тревоге и дискомфорте.

Начать избавление ребёнка от вредных привычек надо со спокойных, невозмутимых собственных действий: увидев, что малыш грызёт ногти или дёргает себя за ушко,
мягким движением отвести его руки от лица. Если малыш опять повторяет свой жест, повторите и вы своё действие с тем же невозмутимым спокойствием. Если ребёнок
проявляет настойчивость, переключите его внимание: отвлеките лаской, игрой,
вопросом «Смотри, что это?» - и опять отведите ручку.

Если вы будете реагировать на действия ребёнка агрессивно, с криками и 
рукоприкладством, то будьте готовы к тому, что привычка-«вредина» только
закрепится.

Чтобы определить, хорошо он поступает или плохо, малыш смотрит на реакцию
взрослых. Иногда нарочно проверяет вашу реакцию, определяя рамки дозволенного.
Если в ответ на ваши действия ребёнок устраивает истерику: «А мне нравится сосать
(грызть, трогать)!», игнорируйте эту провокацию. Не бросайтесь в другую крайность,
не задабривайте кричащего ребёнка конфетами и подарками. В этом случае
ребёнок усвоит: чтобы взрослые сделали мне приятно, надо сделать неприятно им,
например начать грызть ногти.

Когда виноват недуг.

Нередко вредные привычки возникают из-за нарушения в работе нервной системы.
Они, как правило, определяются ещё в роддоме или во время осмотров у
невропатолога на первом году жизни. Такому ребёнку нужна помощь психолога.

Татьяна Крылова,

преподаватель детской психологии.