«Детство - счастливая пора» - с этим согласятся почти все взрослые и… лишь некоторые школьники. Для самих ребят, особенно достигших подросткового возраста, их жизнь - не беззаботное существование, а самая настоящая борьба за выживание. Хорошо, если она успешна, а если нет? Как узнать о том, что твоего ребенка сделали изгоем, и что с этим делать? Об этом мы поговорили с клиническим психологом, педагогом-психологом городской детской поликлиники №2 Ольгой Хоценко, которая принимала участие в составе группы оказания психологической помощи учащимся, родителям и педагогам Амурского колледжа строительства и коммунального хозяйства после произошедшей трагедии.

 
- Ольга Александровна, вы работаете с детьми и подростками более 20 лет, правда ли, что в последнее время дети стали особенно жестоки, а инцидентов с участием несовершеннолетних стало больше?

- Конфликты в ученической среде происходили всегда, я не могу сказать, что сейчас ссоры и драки случаются чаще, чем раньше. Однако изменился характер стачек, они стали более изощренными. Конечно, этому способствует наличие смартфонов. Если в былые времена потасовка и происходила, то свидетелей было немного, и через неделю-другую о ней уже никто и не вспоминал. Сейчас же такие происшествия снимаются на камеру, а потом рассылаются с помощью мессенджеров. Таким образом, не только возрастает количество зрителей, но и увеличивается время, в течение которого тема обсуждается. А значит, растет и накал страстей.

- Считается, что чаще всего объектами насмешек становятся полные дети, отличники и ребята из малообеспеченных семей. Это так?

- На самом деле ни фигура ребенка, ни социальный статус семьи, ни его успеваемость напрямую не влияют на отношения в кругу сверстников. В группе риска чувствительные, ранимые дети, подростки с комплексом жертвы и те, у кого нет доверительных отношений с родителями. Непросто обстоят дела и с подростками, которых чрезмерно опекают. Если мама контролирует каждый шаг своего чада, ребенок вырастает либо совсем беззащитным либо, наоборот, накапливает в себе негатив и превращается в агрессора, который самоутверждается за счет более слабых сверстников.

- Мало кто из подростков делится с родителями своими проблемами, зато они активно общаются в соцсетях и мессенджерах. Нужно ли и можно ли контролировать переписку в Сети?

- Надо понимать, что это нарушение личных границ, а подростки на это реагируют очень остро. Считаю, что не стоит прибегать к запрещенным методам ради досужего интереса, просто, чтобы выяснить, какая девочка нравится сыну или на какие темы секретничает дочь с подружкой. Лучше просто попросить ребенка ответить на ваши вопросы (пусть вы не получите 100% информации, зато не возникнет лишних обид). Однако в крайних случаях, если есть определенные подозрения и вы чувствуете, что назревает какой-то инцидент, можно поступиться нормами этики ради безопасности ребенка. Но запомните: вы должны сделать это так, чтобы ребенок никогда об этом не узнал. Если вскрылось что-то неприятное (к примеру, вам стало известно, что сын курит), не говорите о том, что узнали это из переписки. 

- Если конфликты в учебном заведении приобрели регулярный характер, поможет ли перевод в другую школу или колледж? 

- Здесь все индивидуально. Есть масса примеров, когда переход действительно становится спасительной мерой, ведь на новом месте есть шанс начать все с чистого листа. Совершенно точно это поможет в тех случаях, когда корень зла в каком-то одном агрессоре, который настроил весь коллектив против вашего ребенка. А вот если у подростка комплекс жертвы, то существует вероятность, что и на новом месте ему придется несладко. Есть хороший маркер, чтобы узнать, какой из двух случаев ваш: если ребенок посещает другие коллективы (к примеру, кружок по интересам) и там у него все замечательно, если у него есть друзья во дворе, то, скорее всего, это первый вариант. Во втором случае перевод может не помочь, и обращения к психологу не избежать. 

- Институт  семьи терпит кризис, это каким-то  образом влияет  на  ситуацию?

- Увы, да. У всех детей, которые приходят ко мне на приём, я спрашиваю про состав семьи. Лишь 20% отвечают, что растут с мамой и папой, остальные 80% воспитываются в неполных семьях, либо одного из родителей заменяет отчим или мачеха. Много и тех, кого растят бабушки и дедушки, причем такое очень часто происходит при живых родителях - необязательно неблагополучных. Да и в полных и внешне благополучных семьях не всегда все гладко. Из-за засилья гаджетов родители перестали общаться со своими детьми. Сейчас многие устраивают семейные чаты: с одной стороны, удобно, в течение дня можно что-то быстро сообщить всем членам семьи, но с другой - живое общение уходит на второй план, а в этом нет ничего хорошего.

- Что можно посоветовать родителям, которые хотят помочь своим детям?

- Установите с ребёнком доверительные отношения, почаще выражайте мысли в виде «Я-высказываний» (не «Ты неряха, не можешь даже убраться на своем столе», а «Мне неприятно видеть беспорядок в квартире. Я была бы очень рада, если бы ты убирал свои учебники». Говоря о проблемах со сверстниками, можете привести примеры из своего детства. Ребенку важно знать, что он не одинок в своей беде, что когда-то через похожие испытания прошли его самые близкие люди - родители. Поощряйте дружбу с детьми, приглашайте ребят, с которыми общается ребенок, к себе в гости и помогите сыну или дочке найти увлечение по душе, это повышает самооценку и укрепляет «психологический иммунитет».
 
Дарья ДРУЖИНИНА.
 
Как понять, что ребёнка обижают?
 
Жертвы буллинга не спешат рассказывать о своих унижениях взрослым. Подобная откровенность не поощряется в подростковых коллективах. Но взрослые могут заметить неблагополучие по ряду косвенных признаков.

Ребенок, которого систематически обижают, не хочет идти в школу. Он ищет любые уловки, чтобы избежать очередную пытку, вплоть до прогулов и симуляции болезни. 

У школьника падает успеваемость. Переживания сильнее желания учиться. В школе такой ученик постоянно находится в состоянии стресса. Его мозг занят поисками ответа на вопрос, как защитить себя, а не тем, в какое море впадает Волга и в каком году родился Наполеон.

Еще один признак - заниженная самооценка. Многие жертвы буллинга считают, что сами виноваты в случившемся.

Естественно, при таком настрое и таком отношении к ученику, подвергающемуся травле, не хочется говорить о школе. При одном упоминании о ней у ребёнка портится настроение. Да и вообще он часто выглядит подавленным, расстроенным.

У подвергающихся насилию со стороны одноклассников детей мало или вообще нет друзей. Они не только пропускают занятия, но и игнорируют внеклассные мероприятия - ведь там их ждет та же компания.

В особо тяжелых случаях родители могут заметить на теле ребенка следы побоев или иных травм и оскорбительных действий (например, запачканная или порванная одежда, неприличный рисунок на видном месте, отрезанные волосы и т.п.).

 
ЧТО ДЕЛАТЬ?
 
Итак, вы узнали, что ваш ребенок стал жертвой буллинга. Первая мысль - пойти и разобраться с обидчиком. Но не спешите рубить сплеча, иначе ваш праведный гнев легко может вылиться в то, что к ответственности привлекут вас. Как поясняет начальник отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УМВД России по Амурской области Дмитрий Панченко, в случае, если родитель обижаемой стороны применит к обидчику физическую силу (без серьёзных последствий для здоровья), в отношении него могут возбудить административное дело по ст. 6.1.1 КоАП РФ «Побои». Даже решив установить справедливость, просто поговорив с нападающим, взрослым следует быть начеку. С одной стороны, в нормативно-правовых актах не предусмотрено наказания за беседу с чужим ребенком, с другой - все зависит от тона разговора и его содержания. Ведь если обидчику (или его родителям) покажется, что вы угрожаете, то они будут вправе обратиться в органы внутренних дел для разбирательств.

Как же защитить своего ребенка? В полиции подсказывают следующий алгоритм действий. Для начала необходимо поставить в известность классного руководителя, а также администрацию учебного заведения с требованием разобрать ситуацию в присутствии школьного психолога, социального педагога, сторон обидчика, т.е. собрать экстренный профилактический совет школы. Если это не дало результатов, необходимо обратиться в полицию, написать заявление в прокуратуру. Также желательно поставить в известность управление образования, можно написать уполномоченному по правам ребёнка. Для привлечения внимания общественности не воспрещается обращаться в СМИ.
 
ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В Приамурье на учете в ПДН состоят 1 006 несовершеннолетних.