На первый взгляд ничего общего между опытно-экспериментальной деятельностью и детским садом быть не может. Но это легко опровергает Татьяна Осипова, воспитатель дошкольного учреждения №12 города Зеи. Последние 10 лет она занимается со своими подопечными исследовательской работой, помогая им познавать окружающий мир.

Татьяна Владимировна, окончив пединститут в Комсомольске-на-Амуре, 20 лет работает в детском саду со звонким названием «Колокольчик». С опытом к ней пришло понимание, что детям важнее увидеть, потрогать, сделать что-то самим, чем просто послушать воспитателя. Поэтому на своих занятиях Осипова стала проводить простейшие опыты.

- Как объяснить ребенку, что такое вечная мерзлота? Можно, конечно, словами. Я же приношу в группу замерзшую землю, мы с детками поливаем ее водой, и они сами видят, что вода не просачивается сквозь землю. Или как доступно рассказать о свойствах воды? Заносим снег в тепло - он тает, потом выносим воду на балкон - получается лед. Опыты с водой - самые простые и доступные, их я провожу в младшей группе. А с детьми постарше изучаем что-нибудь посложнее, - рассказывает Татьяна Владимировна.

Земля, песок, глина, вода, снег, тесто - обыденные вещи, окружающие детей, становятся для них источниками экспериментов. В группе Осиповой есть настоящий микроскоп, через который малыши разглядывают мельчайшие подробности строения бабочек и жучков, есть спиртовка, колба для опытов. И каждый поход на улицу превращается для детей в познавательную экскурсию. Белокрылка-вредительница, пожирающая цветы во дворе детского сада, обязательно попадет под микроскоп, и толстая гусеница, замеченная кем-то из дошколят на листве, будет досконально исследована.

- Хотя времена меняются, дети не стали другими, они по-прежнему не перестают удивляться, - утверждает опытный воспитатель. - Я люблю, когда они берут в руки энциклопедии, которых у нас в группе много, а потом задают вопросы. Понимаю, что многое из того, что я показываю и рассказываю, детки скоро забудут. Но все же надеюсь, что часть знаний все равно сохранится, к тому же это развивает любознательность, что важно для ребенка.

Обобщив личный опыт, Татьяна Осипова стала делиться им с другими работниками дошкольных учреждений города. А три года назад именно с собственными разработками она стала лучшим воспитателем Амурской области и поехала представлять регион в Москву. В число лауреатов не вошла, но была отмечена как «Лучший воспитатель-методист 2012 года». Сегодня Татьяне Владимировне доверено оценивать уровень квалификации коллег всего района на комиссиях по присвоению категорий.

Исследовательско-опытную работу Осиповой чиновники в официальных документах назвали заумно: «Формирование целостности картины мира». (Кстати, обучение счету в детском саду теперь называется «формирование элементарных математических представлений».) Сама Татьяна Владимировна вряд ли задумывается над такой глобальной проблемой, как «целостная картина мира». Она хочет, чтобы ее воспитанники уже с раннего возраста пытались мыслить, задавать вопросы и интересовались не только компьютерными играми.

Анна Азанова.