В селах Корфово и Красном Тамбовского района обстановка остается сложной. Корфово по-прежнему практически отрезано от мира из-за размытых дорог. Даже долгий объездной путь через Муравьевку доступен только при участии военного транспортера или лодки - все ещё размыт большой участок дороги. А транспортер, как сообщают местные жители и волонтеры, часто выходит из строя.

- Вода из деревни постепенно уходит, но очень медленно, - рассказывает сельский фельдшер Людмила Васильевна Мальцева. - В 84-м как-то все быстрее закончилось, по рассказам старожилов. Но кое-кто из прежде эвакуированных возвращается. Однако большинство подтопленных домов еще рано сушить - в подпольях стоит и не уходит вода, они обрушены. Комиссия к нам приезжала, определили, что три дома вообще не подлежат восстановлению. Есть сложности с водой. Оба деревенских колодца разрушены, все скважины размыты, да и пить эту воду нам не рекомендовали. Питьевую воду привозят, но хотелось бы, чтобы ее доставляли больше. Приходится и местной пользоваться - люди набирают в нескольких домах, где есть помпы, кипятят. Всех привили против гепатита А и В. Сейчас самое главное - чтобы скорее восстановили дорогу в село. Людям надо куда-то выехать, а это сделать невозможно. Только самые отчаянные решаются - часть пути приходится преодолевать на лодке или военной технике. А надо кому-то в больницу, кому-то срочно за кредит внести. Банки-то названивают, требуют.

Продукты в деревне есть - их доставляют, но с деньгами у людей проблемы. Положенные компенсации получили единицы. У многих сразу же, еще на этапе сбора документов, возникают сложности: кто-то не прописан по месту жительства, есть другие причины. Корфовцам пообещали, что прямо сюда, в село, приедут из суда, чтобы на месте решить такие спорные вопросы. Ждут.

У Варвары Чурукаевой, которая сейчас вместе с двумя малышами находится в пункте временного размещения в селе Раздольном, муж тоже, как и Людмила Мальцева, не выезжал из Корфова. Сейчас, говорит Варя, он пытается дом сушить - топит полуразрушенную печку, но толку пока мало - в подполе вода, сырость из дома трудно изгнать. Двое Вариных мальчишек после тамбовского лагеря «Прометей» отправились в Приморье. Уже отзвонились маме - довольны. 

С Варварой мы встретились в Раздольном. Здесь, в помещении спортзала, пережидают беду 16 человек из сел Корфово и Красное, 8 из них - малыши. Самая маленькая 6-месячная Альбина Синицына из Красного. Ее мама Татьяна признает: правильно сделала, что эвакуировалась - эмчеэсники уговорили. А то ведь той ночью, когда прорвало дамбу, старшего, 7-летнего ребенка, уже на крышу забросила и сама с младенцем собиралась там пересидеть. Муж тем временем спасал скот СПК «Корфовский». И до сих пор там - в отдалении от села, где строгий карантин по ящуру и ликвидирована домашняя скотина.

- Как вспомню глаза своей коровы перед этим, она ведь плакала - как чувствовала… - тут и Татьянины глаза наполняются слезами. - Я ведь ее с недельного возраста выращивала, она же родная… А свиньи тоже чувствовали неладное - я убедилась, что это очень умные животные. Сейчас очень за мужа переживаю. Сидят они там на бугорке неделями, в деревню даже на минутку нельзя, иначе весь скот тоже ликвидируют.

- Плачем - охота домой поскорее, - вступает в разговор Александра Никитична Попова. - У меня двое сыновей в Корфово остались.

Женщины заметно пригорюнились. Домой хочется, надоело скитаться. Но и возвращаться страшно. Что там их ждет, как придется зимовать, если печки разрушены, полы вспучились, стенки отсырели?.. Про огороды уже и речи нет - все вымокло. Самим не поднять разрушенное хозяйство. Смотрят с надеждой: «Но ведь президент и губернатор обещают, что не бросят нас в беде…»

Из всех обитательниц ПВР в Раздольном еще никто не получил ни копейки из обещанных компенсаций. Женщинам и их ребятишкам очень кстати пришлась партия гуманитарного груза, доставленного благовещенскими и московскими волонтерами. Это была конкретная адресная помощь, о которой они просили свою благовещенскую «опекуншу» Лену Мещерякову - теплая обувь и одежда для взрослых и ребятишек. В ПВР, мягко говоря, не жарко, а женщины с ребятишками - в резиновых шлепках и летней одежке, в чем выскочили… Так что, уважаемые горожане, не сомневайтесь - переданные вами вещи находят своих адресатов.

Цепная реакция добра

Мы уже сообщали, что на помощь амурчанам, пострадавшим от наводнения, пришли волонтеры из общественной организации «Гражданский корпус», организована акция «Амур-13». Основатель ГК Алена Попова рассказывает, как строится работа приезжих волонтеров в Приамурье и причем тут актер Гоша Куценко.

- Когда случилось наводнение в Амурской области, мы стали призывать народ помочь, но отклик был очень слабый, реакция спокойная. Люди говорили: по ТВ показывают, что там и армия, и МЧС, и все как будто неплохо… Мы поставили такую задачу - обрести публичную поддержку от звезд. Обратились к Гоше Куценко, он сразу откликнулся и привлек других известных людей. И сейчас нам помогают Николай Басков, Костя Хабенский, Тина Канделаки, рок-группы. Гоша Куценко организовал пункт приема помощи возле МГУ на Воробьевых горах, договорился с сетевыми магазинами. Человек сильно воодушевлен - это знакомое нам еще по Крымску состояние, когда ты чувствуешь, что реально нужен в этот момент, что от каждого твоего действия кому-то станет легче. Мы вывесили список того, что необходимо: теплые вещи, детское питание, туристские плитки, газовые баллоны, мотопомпы, рукава к ним, тепловые пушки и прочее, а также разместили его в различных СМИ, в Интернете. Многое везти нецелесообразно, поэтому предложили собирать средства для закупки этих вещей уже на месте. Все движения собранных средств сделали максимально прозрачными. Мы даже на перелеты волонтеров не тратим собранные финансы - договорились с «ТрансАвиа», и нам предоставляют места бесплатно. В Амурской области мы взаимодействуем с местными волонтерами. Амурчане к этому времени уже создали собственную волонтерскую сеть и работают очень эффективно. Крайне отзывчивые и конкретные люди. В Крымске такого не было. Мы видим, что происходит цепная реакция - люди заражаются друг от друга, вовлекаются новые волонтеры.

Сейчас, рассказала Алена, продолжается доставка необходимых вещей и продуктов пострадавшим, но на передний план выходит дооткачка воды из подтопленных домов, дезинфекция и сушка. Волонтеры, наряду с военными и спасателями, тоже будут этим заниматься. Будут организованы команды во главе с инструкторами. Надо успеть как можно больше сделать до начала морозов.

Горчица с хреном

На днях появилась информация, что где-то близ города Зея обнаружены выброшенные на свалку вещи, возможно, из собранной сердобольными людьми гуманитарной помощи пострадавшим от наводнения. Происхождением этого «сброса» уже заинтересовалась прокуратура.

Должны сообщить, что благовещенские волонтеры, объединившиеся через популярный амурский интернет-форум, к этому не имеют отношения. В пункте приема, что располагается по адресу: ул. Ленина, 122, не берут заведомо ненужных вещей - добровольцы, наоборот, четко изучают потребности того или иного села или ПВР и стараются оказывать именно востребованную помощь. А сейчас нужны добротные и чистые теплые вещи и обувь, школьная форма, одеяла и постельное белье, средства для проведения дезинфекции и чистки помещений, бытовые приборы, скоро понадобятся материалы для ремонта и мебель. В любом случае, призывают волонтеры, туфли на шпильках или шелковые блузки «на выброс» приносить не стоит. Вряд ли они сейчас нужны.

А вот пример довольно неожиданной помощи. В отрезанное от мира село Корфово, куда хлеб и вода доставляются на лодках и военном транспортере, поступила гуманитарка от Иркутского масложиркомбината - кетчуп, майонез и… горчица с хреном.

Любовь АЛЕКСЕЕВА.