«Толпа людей и экипажей ряд. Летит мотор. Переселенцев  вереница. Городовых медлительно ползет отряд, Велосипедист, как угорелый, мчится».

Так, по мнению неизвестного автора газеты «Амурский край», выглядел Благовещенск 1910 года. Велосипеды были в нем вторым по количеству единиц средством передвижения, хотя стоили очень дорого: в магазине Смертина, например, двухколесную машину можно было купить за 75 рублей. 

Каждый год до 1 апреля велосипедисты должны были оплатить специальный сбор в один рубль 25 копеек за право езды и еще 35 копеек за номерной знак для своего стального коня (этот знак можно было передавать вместе с велосипедом другому лицу). За неуплату велосипедного сбора грозил штраф: 50% от суммы недоимки. Сбор не платили только за велосипеды, которые принадлежали казенным учреждениям и использовались «для казенной необходимости». 

Все необходимое для велосипедов можно было заказать в Европейской России. Рекламу таких фирм публиковали благовещенские газеты. «Господа велосипедисты и мотористы! Сезон настал, просмотрите свои машины и закажите вовремя все необходимое. Громаднейший по всей России склад принадлежностей для велосипедов, мотоциклов и автомобилей. Главные представители фабрик велосипедов и мотоциклов Вандерер, Марс».

По сравнению с современными моделями велосипеды того времени были примитивными. Дороги были исключительно грунтовыми. Не существовало современной спортивной одежды: мужчины ездили в пиджаках и брюках, дамы - в длиннополых платьях и, наверное, в корсетах. Никакие неудобства не останавливали энтузиастов велосипедной езды. Каждый год с мая по август они путешествовали по окрестностям: 7 мая поездка на мельницу Буянова, 13 верст; 9 и 10 мая поездка в Ивановку с ночевкой, 38 верст; 21 июня поездка в Новотроицкое, 23 версты; 5 июля поездка в Толстовку, 24 версты; 6 августа поездка в Верхнеблаговещенскую, 7 верст; 23 августа поездка в Гродеково, 14 верст. 

В самом городе нередки были разные происшествия с велосипедистами. «15 мая около 8 часов вечера по Большой улице напротив женской гимназии (старое здание) произошло столкновение двух велосипедистов, причем у одного из них колесо перегнулось почти под прямым углом, а другой отделался только ушибом ноги».

«Со стоянки велосипедов служащих фирмы торгового дома Чурина неизвестный угнал велосипед. Хозяин, обнаружив пропажу, вскочил в первый попавшийся велосипед и поехал разыскивать угонщика. Нашел его около Горбылевки, погнался, но злодей бросил ворованное и убежал на своих двоих».

А вот вообще уникальный случай. «В понедельник около 12 часов дня один велосипедист проезжал по Большой улице. Против Сибирского банка на него набросились чьи-то собаки. Почему-то собаки Благовещенска всегда враждебно настроены против велосипедистов. Недолго думая, наездник выхватил револьвер и на полном ходу произвел по собакам несколько выстрелов. К счастью, никого из людей он не поранил».

7 июня 1916 года газета «Благовещенское утро» опубликовала отчет об очередном заседании городской управы. В нем, в частности, есть такая строчка: «Поставлен вопрос об устройстве дорожек для велосипедистов».
 
Валентина КОБЗАРЬ.