В последние годы о развитии туризма в Амурской области говорят часто и много. Но, судя по цифрам и фактам, Приамурье по-прежнему остаётся непривлекательным для гостей регионом.
 
Транзитные пассажиры

В прошлом году Хэйхэ посетили 1,5 миллиона китайцев из южных провинций КНР, а в Амурскую область, по данным минэкономразвития, въехали только 101,4 тысячи человек. Причем для большинства из них Приамурье стало лишь транзитной территорией, через которую китайские туристы едут в другие регионы нашей страны. Среди дальневосточных городов в рейтинге по популярности Благовещенск занимает лишь шестое место, уступая первенство даже Комсомольску, Петропавловску и Южно-Сахалинску. И это несмотря на уникальность расположения нашего региона. Почему же за 30 лет, с момента открытия границы с Китаем, область так и не научилась использовать свой потенциал?

Проблемы у китайских туристов начинаются еще при пересечении границы. (Достаточно вспомнить ужасные сходни при высадке с теплохода.) Еще три года назад на Восточном экономическом форуме во Владивостоке руководитель управления туризмом провинции Хэйлунцзян сетовал, что условия прохождения пункта пропуска Благовещенск - Хэйхэ «изнуряющие».

Именно из таких мелочей складываются общие представления о Приамурье. Пять лет назад в России была запущена программа China Friendly («Дружественный Китаю»), призванная создать в нашей стране комфортные условия для гостей из Поднебесной. Согласно этому проекту рестораны, торговые и развлекательные центры, гостиницы должны были получить знак качества, гарантирующий высокий уровень сервиса. В частности, это оплата услуг картами China UnionPay, наличие привычных адаптеров, палочек для еды, доступ к телеканалам КНР, китайской прессе, меню на китайском языке и другие детали, отсутствие которых создают путешественникам проблемы. К сожалению, сегодня ни один отель, кафе или ТЦ в Благовещенске не имеют такого знака качества. Единственное, что сделано - созданы карты города на китайском языке с указанием главных достопримечательностей, кафе и ресторанов.

Сегодня среди китайских туристов нет и ажиотажа вокруг русских товаров - золота, продуктов, техники, поскольку в самом Хэйхэ тот же шоколад, мед и йогурт продаются на каждом углу. А кроме шопинга амурчанам предложить нечего! У турагентств программа стандартная: памятники, музей, храм, центральная площадь, магазины. Кстати, как однажды заметил Николай Кухаренко, директор института Конфуция БГПУ, китайцы не очень любят музеи, им интереснее фотографироваться на фоне памятников и необычных строений. Туристам из Поднебесной любопытен русский деревенский быт, но лишь Ивановка с её лотосами и игровой программой в музее начинает развивать сельский туризм. В 2017 году Ивановский район посетило более 10 тысяч человек, из которых всего 585 иностранцев.

Китайцы любознательны и готовы платить за что-то новое. Но космодром Восточный и город Циолковский для них закрыты, до Зейской и Бурейской ГЭС ехать 5-8 часов, рыбалка и охота им недоступны, поскольку это - индивидуальные туры, а китайцы путешествуют группами. Перспективным в плане туризма считается село Игнашино Сковородинского района, напротив которого стоит Бэйцзи - самая северная точка КНР, куда каждый год съезжается около миллиона(!) туристов из южных провинций. Они бы могли ездить на день-два в Игнашино, чтобы увидеть настоящую русскую деревню. Но для этого нужно построить пункт пропуска, магазины, кафе, места развлечений…

Большие расстояния, неразвитый сервис, отсутствие качественного туристического продукта - вот основные причины, по которым путешественники из Поднебесной не задерживаются в Приамурье. Но при этом планы у нашего региона амбициозные: к 2025 году поток китайских туристов должен вырасти до миллиона человек.
 
Только проекты

А что Амурская область может реально предложить гостям региона и местным жителям? Сколько за последние годы построено туристических объектов, какие новые интересные маршруты разработаны?

Эвенкийская деревня в Тындинском районе по замыслу инициатора стройки экс-губернатора Олега Кожемяко должна была стать туристической Меккой Приамурья. Но не стала, хотя в неё вложены десятки миллионов рублей. Причина одна: этнографический комплекс расположен очень далеко - в 850 километрах от Благовещенска. Сегодня его посещают в основном жители Тынды или редкие школьные экскурсии. О возведении «Русской деревни» возле областного центра говорили еще в 2009 году, но эти планы так и остались на бумаге: проект предлагала компания, которая вскоре обанкротилась. Уникальный объект - космодром - тоже не пользуется большим спросом. Например, за четвертым запуском ракеты в конце пошлого года наблюдало… 24 туриста. Жителей и гостей области смутили высокие цены в турфирмах - 9,5 тысячи за взрослый и около 4 тысяч рублей за детский билеты. Да и шесть часов дороги ради нескольких зрелищных минут прельщают немногих. А в аэрокосмический музей Циолковского ездят в большинстве своем школьники и пенсионеры.

Как тут не вспомнить и о горнолыжной базе в селе Натальино. Её строительство началось в конце 2011 года по инициативе областного министерства спорта. В объект вложили около 40 миллионов рублей, а потом стройку законсервировали. Говорили, что недостроенный горнолыжный комплекс перенесут в Белогорье, но и о нем тоже ничего не слышно. Поэтому амурские любители покататься на горных лыжах по-прежнему ездят в Облучье. На бумаге также остался двухэтажный музей динозавров, который еще в 80-х годах создал архитектор Валерий Сикерин (сегодня существующий зал с искусственными костями доисторических животных трудно назвать музеем). Уже 15 лет идут разговоры о маршруте на круизном теплоходе по Амуру с заходом в китайские поселения и города. 

Что еще остается? Пешие маршруты по Зейскому заповеднику и поездки в Архаринский район на озера с лотосами, сплавы по амурским рекам, рыбалка, конные прогулки - такой туризм массовым не станет, поскольку рассчитан на любителя и нравится далеко не всем. Кроме того, при общем снижении уровня жизни амурчан стоимость услуг в турфирмах растет с каждым годом. Например, нынешним летом 2-дневный сплав по Томи и Зее обойдется в 6 500 рублей на человека, а рыбалка на трофейного тайменя на северных реках - от 90 до 115 тысяч рублей. И это все на фоне низкого уровня комфортности, обустройств мест отдыха и плохих дорог. Например, в селе Албазино, в котором есть интереснейший музей истории освоения Приамурья, где проходят областные фестивали и ежегодные «Дорохинские чтения», нет ни гостиницы, ни столовой, ни элементарных бытовых удобств, а добраться туда - целая история. 
 
Красивая упаковка

Чтобы развивать туризм внутри области, в 2011 году в Приамурье было создано государственное бюджетное предприятие «Агентство по туризму». Но оно оказалось неконкурентоспособным по сравнению с турфирмами, поэтому более двух лет назад его ликвидировали. Сейчас правительство области рассматривает вариант создания нового туристско-информационного центра. Его первостепенной задачей станет создание системы туристской навигации, то есть… установка указателей. Центр также будет отвечать за разработку и внедрение новых маршрутов, организовывать участие региона в имиджевых мероприятиях. Чтобы рассказать о привлекательности Приамурья, представители области постоянно посещают подобные форумы и выставки во Владивостоке и Москве. Поэтому пока речь идет о том, как красиво преподнести туристический продукт. Но дальше таких разговоров и переговоров дело не двигается. 

Московские эксперты, приехавшие взглянуть на проблемы нашего туризма свежим взглядом, посоветовали в первую очередь модернизировать аэропорт и построить взлетно-посадочную полосу, которая сможет принимать самолеты «Аэрофлота». Без этого, считают специалисты, не будет ни больших контрактов, ни крупных проектов, ни развития региона. Красотами природы, до которой, кстати, надо ещё добраться, туристов в область не привлечь. Под яркой упаковкой у нас пока ничего нет. 

Анна АЗАНОВА.