Нередко, сталкиваясь с той или иной ситуацией, родители поступают «как принято», не подозревая, что такая реакция может быть ошибочной. Самые распространенные шаблоны неправильного поведения комментирует психолог Галина Яремовская.

Ситуация 1. Ребенок в песочнице не хочет делиться своей игрушкой с другим малышом.

Типичная реакция: мама говорит, что жадиной быть плохо, отбирает игрушку у своего ребёнка и отдает чужому.

В чем ошибка: если так делать из раза в раз, закрепляется шаблон лишения. Малыш растет с ощущением страдания и может вырасти в сознательного скупердяя. 

Как правильно: попробуйте предложить ребенку поделиться игрушкой, подчеркнув, что он ее хозяин. Например: «Можно Дима поиграет твоей машинкой, а потом вернет?» Если малыш отказывается, не настаивайте. Учите ребенка конструктивному обмену: «Дима возьмет твою машинку, а ты поиграешь его мячиком, если он не против». Мамы, которые особенно остерегаются конфликтов, могут брать с собой сразу две игрушки  - одну для личного пользования, вторую - для друзей.
 
Ситуация 2.  Дети на площадке в песочнице устроили небольшой конфликт.

Типичная реакция: мама бросается на защиту родного чада.

В чем ошибка: в этом случае ребенок лишается возможности самостоятельно отстоять свою точку зрения.  Гиперопека ведет к так называемой  обученной беспомощности, когда человек уже не может сам принимать решения, даже став взрослым.

Как правильно: на прогулке быть неподалеку, но не бросаться разнимать конфликтующих детей, если, конечно, не стоит вопрос об угрозе здоровью. Будьте справедливой: если ваш ребенок заслуженно получил совочком, отбирая игрушку у соседа, объясните ему причинно-следственную связь.
 
Ситуация 3. Ребенок требует в магазине купить ему новую игрушку. Услышав отказ, начинает кричать и топать ногами.

Типичная реакция: мама сначала не соглашается, но, когда ребенок впадает в истерику, сдается и покупает требуемое, лишь бы избежать позора.

В чем ошибка: единожды получив желаемое, ребенок поймет, что этот способ «вымогательства» работает, и в дальнейшем будет к нему прибегать.

Как правильно: объяснить малышу, почему вы не можете купить это сейчас. Если не помогло, орущего ребенка лучше вывести на улицу. Вы можете сказать, что готовы постоять рядышком, дожидаясь, когда он успокоится. Главное - доброжелательность и твердость.
 
Ситуация 4. Ребенок, получив шоколадку, хочет угостить ею родителей.

Типичная реакция: родители отказываются, говоря: «Кушай сам, все лучшее для тебя, мы как-нибудь обойдемся».

В чем ошибка: таким образом взрослые тормозят развитие в ребенке таких качеств, как сопереживание, сострадание, добродушие, а это прямой путь к формированию эгоизма. 

Как правильно: принять кусочек и сказать: «Спасибо, мой хороший! Как вкусно!»
 
Ситуация 5. Ребенок отказывается что-то делать (убирать игрушки, чистить зубы, до-едать кашу, идти на прием к врачу).

Типичная реакция: мама обещает дать конфету (купить игрушку) в случае послушания.

В чем ошибка: реагируя таким образом, можно дойти и до оплаты оценок в школе или помощи по квартире. Конечно, материальный стимул типа конфеты можно применять, но очень редко.  

Как правильно: создать для ребенка мотив к тому, чтобы он сам захотел сделать то, что от него требуют. Здесь необходимо включать творчество и будить своего «внутреннего ребенка», чтобы быть с ребёнком на одной волне. 
 
Ситуация 6. Ребенок капризничает.

Типичная реакция: мама говорит, что позовет полицейского, который посадит малыша в тюрьму (врача, который поставит укол, или бабайку, который утащит в лес). 

В чем ошибка: нельзя воспитывать ребенка в страхе. Страх -  это самая разрушающая эмоция, он блокирует все остальные чувства. Стоит ли потом удивляться, что ребенок боится врачей, отказывается заходить один в комнату. 

Как правильно:  с ребенком надо договариваться, как на рынке, - «ни тебе - ни мне», лучше искать третье решение, которое устроит обоих. Надо всегда озвучивать причинно-следственные связи, дети гораздо умнее, чем кажутся, и способны понять ваше объяснение даже в 2 года.

Дарья ДРУЖИНИНА.