1 сентября я случайно оказалась в компании, где детство большинства собравшихся пришлось на 70-80-е годы прошлого века. На дворе радовал глаз яркими букетами День знаний, нарядные первоклашки гордо топали на свой первый урок… Разговор естественным образом перешел на воспоминания о собственных школьных годах. И получился вот такой собирательный портрет школы - какой она была полвека назад.
 
«В те годы в нашем маленьком городке не было цветочных магазинов, букеты на 1 сентября составлялись из цветов, растущих в собственных палисадниках. Ну, или из палисадников соседей, у которых их просто просили нарвать. Денег за такую помощь никто не брал - не берут же плату за ковшик воды… У нас во дворе росли георгины и астры самых обычных сортов, и я немного завидовала детям, которые приходили с более нарядными и пышными букетами. Однажды, классе в третьем, отец, руководивший небольшой организацией, разрешил мне нарвать цветы с великолепной клумбы, украшавшей их рабочий двор. Я была на седьмом небе от счастья!»
 
«В школу тогда все ходили пешком. Во-первых, машина в семье была редкостью. Во-вторых, никому бы в голову не пришло везти на ней ребенка на занятия - не барин, сам дойдет. До моей школы было минут пятнадцать-двадцать ходу. Если быстрым шагом - десять. Чтобы я наверняка не опоздала, мама отправляла меня туда за полчаса. Но… я по дороге заходила за подружкой, а та вечно собиралась в последний момент. Из ее дома мы выскакивали за пять минут до урока и неслись на всех парах. И частенько опаздывали. Замечания об этом писались в дневнике красными чернилами. Недовольные родители запрещали мне дружить с этой девочкой. Но всё равно она была моей лучшей подругой до последнего, десятого, класса».
 
«В моем детстве не было дебатов о школьной форме, её просто все носили. Девочки - коричневые или (реже) синие платья с белыми воротничками и манжетами, а сверху черный в будни или белый на торжественные мероприятия и если класс дежурный, фартуки. Мальчики - сначала серые, а потом синие одинаковые костюмы с белой или светлой однотонной рубашкой. Однако внутри этих ограничений все равно существовала своя мода. Мы состязались в красоте воротничков - они могли быть белыми с тонким кружевом по краю, полностью кружевными, вязаными, с оборками. Но всегда идеально чистыми. По утрам дежурный или «санитар» (была такая общественная должность) проверяли чистоту рук, воротничков, обуви… Мода также касалась фасона платьев - круто было носить форму-плиссе или с нестандартно расположенными складками. А главная борьба происходила за длину. Девочки хотели покороче, учителя требовали, чтобы платье было выше колена не более чем на десять сантиметров. Забавно, что, когда в старших классах неожиданно в моду вошло миди и пара самых отъявленных модниц пришли в школу в форме ниже колена, отчитывали и требовали «одеться, как положено» уже их».
 
«У меня была очень строгая первая учительница. Перед началом урока, после того как прозвенит звонок, мы должны были вставать около своих парт друг за другом в ровную колонну. Чтобы линия была как по линеечке. Если кто-то выбивался, шевелился или оборачивался к соседу, когда она заходила в класс, получал «поведение - два». Это «поведение - два» ставилось вообще за всё подряд, нарушить дисциплину было так же легко, как дышать. Успеваемость в классе была высокой, шестеро или семеро отличников, остальные хорошисты… Но мы были ужасно рады, когда наконец перешли в четвертый класс и у нас появилась веселая, улыбчивая, разрешающая нам быть детьми классная руководитель». 
 
«Сейчас запрещено привлекать учеников к каким-либо работам на территории школы. Классы моют уборщицы, окна - там, где еще не поставили пластиковые, - заклеивают родители, ремонт делают нанятые профессионалы… В наше время ко всему этому, ну разве что за исключением серьезного ремонта, привлекали детей. Класс убирали двое дежурных после уроков. Они же отвечали за то, чтобы тряпка для доски всегда была влажная и чистая. Раковин в классах не было, туалета в здании тоже - чтобы смочить тряпку, бегали в так называемую кубовую. Стены в коридоре раз в месяц мыл дежурный класс. Окна мыли и затыкали ватой тоже сами. А на летних каникулах у нас была трудовая практика: растили овощи на школьном огороде или красили стены и парты».
 
«Весной и осенью, когда стояла хорошая погода, весь школьный двор был исчерчен «классиками» - это такая игра, когда девочки по очереди прыгают по нарисованным определенным образом клеткам, пиная биту, сделанную из металлической баночки из-под ваксы или леденцов. Позже, ближе к старшим классам, появилась еще и другая игра - в резиночки. Там тоже надо было прыгать. Вообще мы гораздо больше двигались, чем современные ребятишки. И мне кажется, были более дружными. В шестом или седьмом сообща всем классом могли пойти в ближайшую рощицу играть в индейцев, в девятом или десятом - в поход, с гитарой и костром. И все десять лет собирали макулатуру и металлолом, соревнуясь, чей класс сдаст больше. Однажды мальчишки нашего класса притащили какую-то тяжеленную железяку из находящейся поблизости военной части. А потом оказалось, что военные тоже собирают металлолом, пришлось ее вернуть, и первое место получил другой класс».
 
«Свои учебники мы покупали. Бесплатно они выдавались только детям из малообеспеченных семей, но таких было немного - одна или две в классе, а где-то и ни одной. Да и стоил «гранит науки» сущие копейки, в прямом смысле слова. Программа была на всех одна, поэтому на следующий год можно было передать свой учебник подросшим родственникам, учащимся в другой школе и даже в другом городе. Или сдать в школьную библиотеку. Сегодня все дети носят учебники и другие школьные принадлежности в ранцах, а у нас почему-то ранцы, и то не всегда, покупались мальчикам. Девочки, как правило, носили портфели. Мой первый портфель был зеленого цвета и прослужил ровно один год. Школа находилась на пригорке, и всю зиму я съезжала на портфеле целый квартал, возвращаясь после уроков домой».
 
«Ни у нас, ни у наших родителей не было телефонов. Если нужно было куда-то сходить, отпрашивались заранее. Если такая ситуация возникала неожиданно, писали записки. Учителя свои замечания и пожелания (а также приглашения родителей в школу из-за наших проказ) писали в дневниках. Некоторые мои одноклассники «теряли» за год два или три дневника, чтобы избежать наказаний. Еще помню, что всегда ждала возвращения мамы с родительских собраний - было очень любопытно, что там про меня говорила учительница. И надо сказать, у наших учителей всегда находились для нас добрые слова. А вот дебатов по поводу сдачи денег на что-либо не помню, их не было». 
 
Записала Инна ВОЛКОВА.
ФОТО: интернет