Взрослые обычно в общении внимательны и доброжелательны к малышу. А вот ровесники дошколёнка наоборот: не особенно внимательны, не стремятся понять, ещё и обидят, и игрушку отнимут, не обращая внимания на слёзы. И всё-таки, если перед ребёнком стоит выбор, с кем играть - с друзьями или с мамой, большинство детей сделают выбор в пользу сверстника. Обычно это происходит годам к четырём, когда ребёнок перешагивает на новую ступень общения. 

Чем же так привлекательно общение с другими детьми ичто оно даёт ребёнку? Существуют пять отличительных особенностей контактов со сверстниками и взрослым. 

Отличие 1. Степень эмоциональной насыщенности.

Со взрослым разговор более или менее спокойный, без лишних экспрессий. 

Со сверстником общение с резкими интонациями, кривлянием, смехом, богатейшей палитрой мимики. 

В этой повышенной эмоциональности отражается особая свобода, раскованность, проявление причастности к детскому сообществу. 

Отличие 2. Нестандартность детских высказываний, отсутствие жёстких норм и правил.

Общаясь со взрослым, даже самый маленький ребёнок придерживается определённых норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. 

Разговаривая со сверстниками, он использует неожиданные непредсказуемые слова, фразы, сочетания слов и звуков: жужжит, трещит, передразнивает, придумывает новые слова знакомым предметам. 

Для ребёнка это проявление самобытного творческого начала, когда ничто не тормозит активности и можно не стесняясь попробовать себя, ярко проявить свою индивидуальность.

Отличие 3. Преобладание инициативных высказываний.

Общаясь со взрослым, ребёнок поддерживает инициативу старшего: больше слушает, отвечает на вопросы и продолжает начатый разговор.

В контактах со сверстниками малыш высказывается сам. И беседы между ними чаще не получается: каждый говорит о своём, перебивая друг друга. 

Для ребёнка важно вы-сказываться самому, ведь иногда, проговаривая вслух какую-то проблему, он самостоятельно находит её решение. 

Отличие 4. Разнообразие форм общения.

От взрослого в общении ребёнок получает либо оценку своих действий, либо информацию.

Общение со сверстником значительно богаче: можно притворяться, т. е. делать вид; выражать обиду, нарочно не отвечая; фантазировать.

Такое разнообразие общения порождает разнообразие контактов, учит выражать словами свои желания, требования, настроение. 

Отличие 5. Разнообразие речевых средств.

Разговаривая со взрослым, малыш не прикладывает особых усилий для того, чтобы его поняли. Взрослый ребёнка поймёт всегда. Присмотрится к выражению лица, прислушается к интонации, вспомнит, что тот хотел вчера, - и всё станет понятным.

Другое дело - сверстник. Он не будет пытаться угадать желания и настроение приятеля. Хочешь, чтобы тебя поняли - говори чётко и ясно. 

Потребность быть понятым, услышанным заставляет ребёнка высказываться яснее. И вот уже пассивный словарь становится активным, речь наполняется наречиями образа действия; прилагательными, передающими эмоциональное отношение; разнообразными глагольными формами... Так непонятливость сверстника играет положительную роль  в развитии речи. 

Вывод: общаясь со взрослыми, ребёнок учится говорить, как того требуют общепринятые нормы, усваивает новые знания. А с ровесником - выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Для развития ему необходим и взрослый, и другие дети. 

Татьяна КРЫЛОВА, педагог.
Фото: vzroslye-i-deti.ru