Такого ажиотажа я не наблюдала с голодных 90-х  годов, когда «выбрасывали» дефицитные по тем временам продукты. Сегодня магазин тоже гудел как улей: пенсионеры, молодежь, семейные пары, подростки, дамы, одетые с претензией на моду, беременные. Они перебирали одежду, скидывали по 15-20 вещей в торговые тележки и стояли в очереди на примерку. Все это напоминало большую барахолку, хотя, по сути, так оно и было - в одном из благовещенских секонд-хендов был новый завоз товара. 

Вот семейная пара, обоим лет за сорок - в их тележке ворох верхней одежды, блузок, рубашек, брюк.

- Вас не смущает, что эту одежду уже кто-то носил? - спрашиваю у женщины.

- А в магазинах новую по сто раз неизвестно кто примеряет - то же самое, - спокойно отвечает она.

- У них лекала очень удобные, не то что китайские, - удивляет её супруг.

Подхожу к молодой беременной женщине, которая тоже примеряет пару платьев.

- Не боитесь, что у чужих вещей энергетика может быть плохой? Вы же не знаете, кто их носил?

- Ерунда это! - фыркает будущая мама. - Мне три месяца поносить, а потом не жалко и выбросить.

Две женщины, явно подруги, смели с полок практически все сумки.

- Тут кожаные есть, и новые, с бирками, - хвастаются они приобретением.

В отделе мужской одежды тоже ажиотаж: представители сильной половины, совершенно не смущаясь, вместе с женами и поодиночке заваливают тележки рубашками, штанами, куртками, свитерами. Все - по цене от 500 до 700 рублей. 

Днем раньше, перед завозом новой партии, в магазине был очень скудный ассортимент, но 90-процентные скидки, поэтому народу было тоже достаточно. Одна из покупательниц на 300 рублей набрала новых колготок, другая на 780 рублей купила семь вещей, в том числе - внимание! - ажурное боди (обтягивающая нижняя одежда, похожая на купальник). Интересуюсь у нее:

- Чужое белье не боитесь покупать?

- Я дважды с «Ленором» постираю, а под боди свое белье надену, - парирует девушка. 

Еще несколько лет назад было стыдно признаться, что твоя одежда куплена в секонд-хенде. Всем казалось, что в таких магазинах могут одеваться только очень бедные люди. Сегодня же рынок поношенной одежды из Европы переживает второе рождение. Это уже не темные полуподвалы или отдельчики, в которых специфически пахнет и одежду продают на вес. Теперь секонд-хенд - это большие торговые залы, а для продаж используют такой же маркетинг, как в супермаркетах. Все нацелено на одно - приучить покупателя в охоте за ежедневными скидками посещать магазин как можно чаще. Учитывается и азарт шопоголиков, которые в куче ширпотреба находят фирменную вещь хорошего качества. Отдавая за нее небольшие деньги, покупатель, особенно женщина, получает удовлетворение - на эту особенность психики тоже рассчитывают маркетологи секонд-хенда.

Одна из продавцов рассказывает:

- У нас несколько категорий покупателей. Первые, вполне состоятельные, которые приходят только в день завоза новой партии, и для которых 500-750 рублей - это не деньги. Они ищут только брендовые или новые вещи. Вторая - это те, кто приходит за небольшими скидками, когда еще есть из чего выбрать. Третья - это пенсионеры, приезжие из сел, люди с низким достатком, которые довольствуются тем, что осталось по 70 - 120 рублей. Сегодня так тяжело всем жить, что уже никто не стесняется покупать ношеную одежду.

Анна АЗАНОВА.