Ольга Кириевская - одна из номинантов областного социального конкурса «Поступки и люди». Она живет в Новобурейском, работает заведующей небольшой гостиницей, а в свободное время занимается фотографией. И её сердце распахнуто для тех, кому плохо и кому нужна помощь.
 
Трудный ребенок

Когда умерла мама, Оле было всего четырнадцать. Она осталась с братом, который старше её на полтора года, и годовалой сестренкой. Лерочку еще при жизни мамы забрали к себе родственники - женщина знала, что у нее онкология, и позаботилась о самой маленькой. А подростки остались одни в  доме  на земле, где жили вместе с мамой. Они ходили в школу, делали уроки,  занимались  хозяйством - Андрей колол дрова, топил печь,  Оля варила. Правда, её никто не научил готовить, поэтому получалось  неважно. Конечно, в Новобурейском жили родственники, которые приглядывали за братом и сестрой - родная тетя, бабушка, чей дом стоял по соседству. Из органов опеки к подросткам никто не приходил: возможно, вопрос о попечительстве взрослые решили между собой, не ставя в известность детей.

Потом Андрей окончил школу и уехал учиться в Хабаровск. Оля осталась совсем одна. Пенсию по потере кормильца и алименты от отца отсылались брату, девочке из этих денег доставалось 50 рублей. А на дворе стояли голодные 90-е годы. То время Ольга не может вспоминать без слез:

- Я, бывало, по неделе не ела. Помню, одна бабушка дала мне банку лечо, я купила булку хлеба, положила её на печку и каждое утро макала сухари в лечо. Этим и питалась. Да что говорить: собака у меня от голода умерла - ни один из взрослых не сказал, что её надо было с цепи спустить, чтобы сама искала еду.

Тетя - родная сестра мамы -  не раз говорила племяннице, чтобы она ходила к ним хотя бы поесть. Она заботилась о девочке: покупала одежду, наводила порядок в доме. Но теткины наставления Ольгу только раздражали. Характер у подростка был далеко не ангельский - может, поэтому родственники не особо стремились забрать девочку к себе в семью. А бабушка, по словам Ольги, и вовсе её недолюб-ливала - об этом знали все родственники.

- Я сейчас, наверное, спросила бы у бабушки: «У тебя тринадцать внуков. Почему двенадцать из них ты любишь, а тринадцатую, меня, нет?» - вздыхает Ольга.

Но тогда, в 16 лет, она не посмела задать такой вопрос бабушке. Она жила одним днем, не думая о будущем. Свобода, к которой так стремятся все подростки, иногда казалась ей тяжким бременем: компании, посиделки с друзьями чередовались с периодами, когда  Ольга  неделю могла не выходить из дома. Классный руководитель, обеспокоенная тем, что девочка не ходит в школу, приезжала к ней, а та вешала замок на дверь и пряталась от всех в четырех стенах.

Задиристая,  хулиганистая, Ольга в то же время стеснялась, что одета хуже всех, что у нее нет многого из того, что есть у ровесников. А главное, у нее не было родителей и семьи,  опоры и поддержки, что составляет главную ценность для  человека в любом возрасте. Старшего брата она любила, хотя он был её полной противоположностью: серьезный, уравновешенный, никогда не повышающий голос. Но Андрей приезжал из Хабаровска редко. Больше девушка переживала за свою сестренку, которая звала тетю и дядю «мамой» и «папой» и считала их своей семьей. Лерочка выросла у нее на глазах, и до сих пор  сестры, несмотря на разницу в 13 лет, самые близкие люди. 

Прозрение

Сегодня Ольга с благодарностью вспоминает директора, завуча, учителей своей школы, которые дали ей возможность сдать выпускные экзамены. У нее был только один путь - в училище. Отучившись в Райчихинске на продавца, Ольга устроилась на работу. Но не приученная никем к ответственности, она тут же допустила недостачу - просто ела то, что  в свое время ей было недоступно, и… не записывала расходы.  Её увольняли, ругали, но девушка будто застряла в том возрасте и в том состоянии, когда умерла  мама: ей было все равно, что с ней будет дальше, она не думала ни  о работе, ни о том, что необходимо взрослеть и ко всему   относиться  серьезнее.

Изменило Ольгу только материнство. Она вышла замуж, родила сына и однажды, когда ребенку было всего 10 дней, увидела сюжет по телевизору. Рассказывали о землетрясении в Индии, разрушившем больницу: все роженицы погибли, а дети на удивление остались живы. В тот момент, Ольга это хорошо помнит, она посмотрела на сына и по-думала: «Если со мной что-нибудь случится, что с ним будет?!» Ответственность за ребенка заставила Ольгу стать серьезнее и иначе относиться к тому, что происходит вокруг. 

А в 37 лет она прошла еще через одно испытание - онкологию. В этом же возрасте заболела, а через год умерла ее мама. Ольга плакала неделю, сильно похудела, а потом  начала действовать - поехала в областной диспансер. Там её ждали многочисленные анализы, облучение, операция. Когда она вернулась домой из стационара, у сына  на обоях в телефоне заметила не мальчишескую заставку, а… молитву о маме. Сегодня Сергею 17 лет, он учится в Благовещенске. И все у Ольги хорошо: работа, рядом родные люди, есть любимое увлечение - фотография.

Помощь  ближнему

Из детства у Ольги Кириевской осталась только одна черта -  обостренное чувство справедливости. Увидев нуждающегося человека, она сразу думала, как ему помочь. Могла отдать кому-то  последние деньги, не задумываясь о том, как будет жить сама. 

- Недавно, снимая свадьбу, ездили по федеральной трассе, искали красивые места. Смотрю, идет по дороге мужчина. Один. Поду-мала: «Куда он идет, там впереди ничего нет,  кроме заправки!»  Потом заметила, что он в помойке роется.  У меня в кармане было пять тысяч, я три отсчитала, молодых попросила подождать, пошла навстречу мужчине: «Возьмите, вам они сейчас нужнее». Потом себя корила, почему я пять тысяч не отдала, эти две тысячи мне карман жгли, - говорит Ольга.

Она не считает себя волонтером, не состоит ни в каких организациях. Занятие фотографией позволяет ей встречаться со многими людьми и узнавать о тех, кто нуждается в помощи. Например, перед выборами Ольгу Кириевскую попросили поснимать встречу кандидата в депутаты с жителями села Родионовка.

Там она услышала о маме с детьми  - женщина не пьет, держит корову, поэтому все накормлены, но денег нет даже на автобус, чтобы доехать до райцентра и оформить пособие, не говоря уже о покупке одежды для девочки-школьницы. Ольга нашла телефон мамы, узнала, что необходимо семье, разместила информацию у себя в инстаграме.  К  сбору денег и вещей подключились Наталья Горбунова и Ирина Филоненко, втроем они собрали столько одежды, что хватило и другим нуждающимся семьям Родионовки. На часть денег женщины закупили продукты и бытовую химию, остальные отдали. Еще выяснилось, что в этом же селе вместе с бабушкой живет девочка, у которой вообще нет никакого телефона, даже кнопочного, а это  при  сегодняшней цифровизации сказывается на учебе. Ольга, не раздумывая, купила сотовый на собственные  средства.

- Когда я протянула коробку с новым телефоном девочке, у нее задрожали руки, её всю затрясло, потом она уткнулась в грудь знакомой и заплакала. Возвращаясь из Родионовки, мы с Наташей молчали всю дорогу, поскольку были потрясены тем, что увидели, - рассказывает Ольга.

А в начале этого года Кириевскую попросили сфотографировать местный класс юнармейцев, один мальчик из которого находился на домашнем обучении. Ольга приехала к нему и увидела лежачего подростка: в прошлом году Степан Игнатенко, купаясь в речке, повредил позвоночник. Его мама уволилась с работы, чтобы ухаживать за сыном, и практически опустила руки, наткнувшись на стену отказов медиков. Ольгу потрясла эта история. Она не только разместила информацию о Степе в своем инстаграме, но стала «добрым ангелом» семьи: советовала матери подростка, когда ей стали перечислять деньги, как уберечься от мошенников, нашла клинику, в которой  были готовы принять амурчан, подняла на помощь  Степе юнармейцев страны. И писала в разные инстанции о том, что семья Игнатенко ютится в непригодном для проживания доме. Это была большая и длительная акция, проведенная Ольгой, к ней на помощь пришли жительницы Благовещенска Алена Ярушина и Наталья Матвеева. Для мальчика собрали деньги, на которые он с мамой съездил в Новосибирск, прошел курс массажа, получил мощную поддержку юнармейцев. А буквально недавно один из молодых благовещенцев, узнав от Ольги о Степе, перечислил более 100 тысяч рублей на электрическую коляску для подростка. А еще семье Игнатенко выделили однокомнатную благоустроенную квартиру.

- Знаете, я могу неделю прожить  только на кофе и печенье, у меня два месяца не оплачен телевизор - нечем, поскольку я не коплю деньги. Надо - заработаю. Но всегда отдам тому, кому они больше нужны. И сын у меня такой же, - говорит Ольга.

Она слишком хорошо знает, как трудно жить, когда ты одинок в своей беде.

Анна АЗАНОВА.