Наш бывший корреспондент Яна Гафарова несколько месяцев назад вместе с семьей перебралась во Владивосток и… полюбила родной Благовещенск с удвоенной силой. Почему ожидания не совпали с реальностью и в чем столица Дальнего Востока уступает нашему городу - в ее наблюдениях. Сразу оговоримся: рассказывать про капризный приморский климат и причудливый ландшафт мы не будем. Все-таки на эти факторы человек повлиять не может. Речь пойдет о городской среде, изменить которую под силу городским властям и обычным горожанам.

Больше, выше, дороже

Знакомство с Владивостоком (настоящим, не туристическим) началось задолго до переезда - с самого тривиального  - попытки снять квартиру. Конечно, мы догадывались, что цены там несколько выше благовещенских. Тысячи человек ежегодно переезжают в этот крупный портовый город, а спрос не только рождает предложение, но и приумножает стоимость. И все-таки, перебрав массу объявлений, мы испытали небольшой шок. Цены на «двушки» с не самым  свежим ремонтом начинаются с 35-40 тысяч - немного дешевле, чем в Москве! «Снимем квартиру в отдаленном районе, будем добираться до города на электричке», - решили было мы. Но  оказалось, что цены в пригороде нисколько не ниже. А раз сэкономить не получается, мы выбрали квартиру в самом центре. Судя по электронной карте, вариант был идеальным: в пешей доступности школа, крупный гипермаркет и набережная. Но на деле все оказалось далеко не так.

В ногах правды нет 

Записав старшего сына в школу, мы попытались выстроить до нее безопасный маршрут, но вскоре поняли, что такого не существует. Представьте, идете вы по тротуару и вдруг раз - он внезапно заканчивается: перед вами высокий забор. Переходите на другую сторону, но через триста метров путь вам пре-граждает большая помойка. Чтобы обойти ее, нужно снова пересекать проезжую часть. И так много раз. Такое ощущение, что поговорку «в ногах правды нет» здесь трактуют по-своему и об удобстве пешеходов просто не задумываются.

В том, что здесь все ориентировано на автомобилистов, мы убедились очень быстро. Живя в Благовещенске, мы прекрасно обходились без личного транспорта и только во Владивостоке ощутили все тяготы «безлошадных». Хотя море очень близко (по сути, наш район расположен на полуострове, окруженном водой с трех сторон), добраться до него - непростая задача. Тротуары везде очень узкие (двум прохожим разойтись сложно), а порой и вовсе отсутствуют. Не редкость, когда путь пешеходу преграждает припаркованный прямо на тротуаре автомобиль (хорошо, если только двумя колесами, часто заезжают всеми четырьмя). По сути, весь город делится на две части - проезжая часть и парковка. Тем, кто передвигается на своих двоих, приходится постоянно лавировать в потоке авто. 

Засилье автомобилей особенно остро ощущается в зонах отдыха. Выбираясь к набережной, чтобы подышать морским воздухом, вам, скорее всего, придется вдыхать выхлопные газы. Впрочем, рекреационные места  во Владивостоке - отдельная тема.

Не морем единым

- Бывало, гуляя по Городскому или Первомайскому паркам с детьми, мы думали: до чего же все однообразно, из года в год одни и те же горки, одни и те же карусели… Мы и не подозревали, что само наличие парков в городе - уже большое счастье. В это сложно поверить, но в столице Дальнего Востока их нет! Я имею в виду те парки, где можно было бы погулять с детьми. Существует несколько коммерческих зон отдыха, представляющих собой заасфальтированную площадку с установленными аттракционами, огороженную забором. Вход на территорию некоторых из них платный, при этом стоимость билетов на карусели туда не входит.

Уютная ухоженная площадка во дворе дома - тоже большая редкость. Но, похоже, это проблема именно горожан, а не властей. То есть типовые комплексы во дворах мэрия устанавливает, но спустя небольшой промежуток времени качели и горки приходят в такое состояние, что становится очевидно: сами жильцы и не пытаются за ними следить. Придомовая территория в понимании местных - это в первую очередь автостоянка.

Конечно, у владивостокцев есть огромный козырь - море. Но многие воспринимают его как данность и, в общем-то, не заморачиваются с благоустройством набережной. В городе есть несколько неплохих пляжей, но они расположены точечно. И, чтобы добраться из одного цивилизованного места отдыха в другое, требуется опять же автомобиль.

Небесно-голубые урны

О том, что Благовещенск - чистый город, мы тоже поняли в Приморье. Во Владивостоке какое-то особенное отношение к свалкам и помойкам: здесь никого не удивишь нестройным рядом мусорных контейнеров в центре города. Мусорные баки прятать тоже не принято - они всегда на виду, при этом в городе ощущается острый дефицит обычных урн. Вместо них нередко используются… мусорные пакеты, которые привязывают, например, к столбам. Такие пакеты заметны издалека - они ярко-голубого цвета (видимо, в тон морю и небесам). Эти же пакеты вкладывают в урны, отчего те становятся похожи на домашние мусорные ведра. Но и это не самое страшное, гораздо неприятнее, гуляя по улице, встречать то там, то тут мусор, застрявший в бурьяне. За газонами здесь не следят так рьяно, и трава на обочинах за лето нередко вырастает по пояс, в этих-то зарослях и «оседают» бутылки и обертки. Словом, уровень чистоты в городе - как в песне группы «Мумий Тролль»: «Быть может, откопают через тысячу лет в фантиках жвачки и осколках монет…». Сразу понятно: Лагутенко - родом из Владивостока, а потому знал, о чем писал.

Образование общее и не совсем

Несколько иначе во Владивостоке обстоит дело и с общим образованием. Школы здесь негласно, но очень четко градируются на престижные, средние и слабые. Категория учебного заведения во многом определяется от наполненности штата. Это может показаться удивительным, но в дальневосточной столице катастрофически не хватает учителей! В Приамурье тоже есть такая проблема, но в основном она актуальна для отдаленных сел. Владивостокские мамы и папы, прежде чем записать ребенка в школу, специально узнают об укомплектованности кадрами. Возить ребенка в школу на другой конец города, потому что в той, что расположена рядом, напряженка с педагогами, - обычное дело. Особенно не хватает учителей младших классов: к примеру, в четвертом классе, который посещает мой старший сын, уроки ведут предметники.

Учась в Благовещенске, мы успели оценить удобство электронного дневника, а вот в нашей новой школе этим «достижением науки» не пользуются. Наша школа вообще чем-то напоминает советскую (и это мне, к слову, нравится): вход для родителей свободный (никакие охранники не встают на пути), раз в неделю в воспитательных целях проводится обще-школьная линейка, на которой могут, к примеру, пропесочить ученика, пойманного за углом с сигаретой. В плане дополнительного образования здесь большой выбор (но опять же для тех, у кого есть личный транспорт), хотя тот же  «Кванториум», работающий в Благовещенске с прошлого года, здесь только собираются открывать (любопытно, что приморцы нисколько не сомневаются в том, что они в этом плане впереди планеты всей).  

Конечно, Владивосток - большой красивый город, который ежегодно собирает на ВЭФ иностранные делегации, регулярно фигурирует в новостях федеральных каналов. Для многих Владивосток - синоним Дальнего Востока. О его перспективах говорят и пишут много. В нем проживает 600 тысяч человек - в три раза больше, чем в Благовещенске, однако, вопреки ожиданиям, это не означает, что он в три раза комфортнее столицы Приамурья. Наверное, размеры и объемы финансирования не самое главное в создании городской среды. Участие самих жителей тоже важно - и это одинаково верно и для Владивостока, и для Благовещенска, и для любого другого города.

Записала 
Дарья ДРУЖИНИНА.