Всем родителям первоклашек преподают Оксана Мартынова, заведующая дошкольно-школьным отделением, и Ольга Хоценко, врач-психолог высшей квалификационной категории благовещенской детской поликлиники № 2.

Новичок в коллективе


Как подготовить малыша к школе?

В идеале, готовить ребенка к школе нужно заранее. Занятия во всевозможных дошкольных учреждениях приучат малыша не только к дисциплине, но и к коллективу сверстников, то есть помогут раскрепоститься и общаться свободно, без стеснения. Такой опыт вряд ли способно что-либо заменить, однако родители самостоятельно тоже могут заниматься с ребенком, формировать его мотивацию к предстоящей учебе. Пользуйтесь своим авторитетом! На конкретных примерах показывайте малышу, как здорово учиться всему новому («Посмотри, какие красивые книжки, скоро ты сможешь читать их сам!»), чтобы у него возникла потребность к обучению. Старайтесь строить свои отношения с ребенком на основе взаимодоверия. Будете давить на малыша - у него выработается страх не оправдать ваши надежды, отчего не может не страдать нежная детская психика. Начнете баловать и излишне подчеркивать его уникальность, воспитывать маленького кумира - и он столкнется в будущем с массой разочарований, в том числе и в самом себе. Часто родители жалуются, что ребенок «не хочет» готовить домашние задания, а на самом деле он просто-напросто устал - постоянные требования «делай, сиди, читай» вымотали его морально. Не забывайте про золотой принцип умеренности! От того, как ребенок чувствует себя в семье, зависит очень многое.

Если ребенок стесняется?

Совместно с педагогом организуйте для ребятишек общеклассное мероприятие, на котором детям будет проще разговориться и найти общий язык. При этом ваше чадо имеет право самостоятельно выбирать себе друзей, вы можете лишь сориентировать его, высказать свои пожелания, но навязывание друзей к числу родительских привилегий, увы, не относится. Первые пару недель провожайте ребенка до школы, чтобы он не чувствовал себя одиноким и покинутым. И проводите с ним как можно больше времени, ведь ничто так не помогает справиться с проблемами, как любовь, забота и ласка.

Что делать с гиперактивным чадом?

С медицинской точки зрения наиболее подготовленными к школе считаются дети 7-8 лет. В более младшем возрасте детская нервная система еще не сформирована, отсюда гиперактивность, непредсказуемость реакций ребенка, его ранимость и невнимательность. У малышей процессы возбуждения превалируют над процессами торможения, родителям очень важно принять это к сведению. И не «строить» непоседу, не ругать и не наказывать его, а отнестись к нему с любовью и пониманием. Чтобы между учителем и гиперактивным учеником был постоянный контакт, они должны находиться в непосредственной близости друг к другу, поэтому непоседу лучше посадить за первую парту и периодически поощрять его маленькие успехи. Родителям же можно посоветовать почаще говорить с ребенком о школе, договариваться с ним. Можно также вдвоем вести «Дневничок наших побед», в котором отмечать все достижения малыша, тем самым мотивируя его на положительное поведение.

Понятно, что высидеть спокойно на одном месте для непоседы задача непосильная, поэтому каждые тридцать минут учитель должен делать коротенький перерыв, к примеру, на упражнения для пальчиков или обучающую игру. Режим труда и отдыха необходимо соблюдать и дома, постепенно организуя маленького шалуна. И, естественно, проконсультируйтесь у невролога, возможно, гиперактивность связана с какими-либо нарушениями в развитии и вашему ребенку требуется медикаментозное лечение.

Как избавиться от страха перед публичными выступлениями?

Главное - не заставлять! К сожалению, красноречие дано не всем, и далеко не все мы являемся ораторами от природы. Это уже скорее зависит от типа нашей нервной деятельности, нежели от наших пожеланий. Попросите педагога на первых порах заменять устные задания письменными и обязательно обратитесь к логопеду - часто дети испытывают затруднения с речью, которые нам, взрослыми, могут быть незаметны. Можно также поприсутствовать на уроках лично и поддержать малыша. Не лишней будет консультация психолога, чтобы посредством определенных занятий повысить самооценку ребенка и привить ему уверенность в себе.

Разгружаем нагрузки

Физические нагрузки, включая прогулки и занятия в кружке, не должны занимать у дошкольника более 3,5 часа. На весь учебный процесс с учетом подготовки домашнего задания у него должно уходить 5-6 часов, на полноценный сон - 10-11 часов. А вот за компьютером или телевизором ученик младших классов не должен проводить более 20-25 минут в сутки, причем после каждого просмотра телепрограммы или компьютерной игры желательно делать гимнастику для глаз - это поможет поддерживать зрение в норме. Любые перегрузки, в свою очередь, обязательно скажутся на состоянии здоровья малыша. Умственное перенапряжение, к примеру, сказывается на здоровье сердечно-сосудистой системы, нервах и зрении. А гиподинамия - на состоянии костно-мышечной системы, она же провоцирует нарушения кровообращения.

Каждому ребенку необходим дневной сон (если не хочет спать, пусть хотя бы с полчасика полежит спокойно), чтобы нервная система успокоилась, а напряжение спало. А также прогулки на свежем воздухе, оказывающие закаляющий эффект и насыщающие кислородом ткани мозга, сердце и сосуды. Наказание малыша запретом на гуляния могут навредить его самочувствию! Старайтесь придерживаться режима, который привили ребенку еще в детском саду, это важно для его нормального всестороннего развития и, конечно же, успехов в учебе.

Чем кормить первоклашку?

Детям требуется рациональное сбалансированное питание - и это не просто слова. Что же они означают? Во-первых, завтракать вам или нет - решайте сами, но малыша перед уроками накормите непременно. Лучше молочной кашей, она хорошо усваивается и заряжает энергией. На завтрак ребенок должен получать не менее 25 % от всего суточного рациона. 40 % отводится обеду, 15 % - полднику и оставшиеся 20-25 % - ужину. Хотя бы один раз в день ребенку нужно давать кисломолочные продукты, кроме того, в его ежевневное меню должны входить мясо, растительные волокна (овощи, фрукты, сухофрукты), хлеб, макароны, крупы. Минимум один раз в десять дней растущему организму требуется рыба и морепродукты, источник железа, йода и легкоусвояемого белка. Постарайтесь кормить малыша всегда в одно и то же время, чтобы у него выработался режим питания. И не разрешайте ему питаться всухомятку: грубая пища предрасполагает к нарушениям деятельности желчного пузыря и желудочно-кишечного тракта. Имейте в виду - излюбленные детьми шоколадные батончики и чипсы нельзя есть каждый день! Потребление такого большого количества углеводов приводит к ожирению, аллергии, сахарному диабету, заболеваниям эндокринной системы и желудочно-кишечного тракта.

Родителям на заметку

Плохая память и рассеянное внимание у ребенка могут сигнализировать о недостатке йода в его организме.

Чрезмерная бледность указывает на дефицит железа и витаминов группы В.

Ослабленный иммунитет - на нехватку витамина С.

Шелушения на коже могут быть признаком как аллергии, так и нарушений в работе желудочно-кишечного тракта.

В любом случае, не занимайтесь самодиагностикой, а при малейшем изменении во внешнем виде ребенка срочно обращайтесь к врачу.

Только цифры

Всего 21-22 % полностью здоровых первоклашек поступают в школы нашего города.

У 45,8 % имеются заболевания костно-мышечной системы (нарушение осанки, уплощение свода стоп и др.).

28,8 % ребятишек страдают заболеваниями желудочно-кишечного тракта и кариесом.

Третье место занимают заболевания нервной системы – это 16,6 %.

Светлана КОБЫШ