Стены еще желтеют свежим листвяным брусом, нет забора и хозпостроек, вместо удобного крыльца крутые, заметенные снегом ступени, и кажется, что дом стоит открытый всем ветрам и взглядам. Зато внутри на обшитых ОСП-плитами стенах уже висят дипломы, благодарственные письма и фотографии, на подоконниках раскинулась зелень цветов, а в зале - настоящая пушистая ель. Маленький Игнат завороженно смотрит на блестящие игрушки, еще не осознавая, что это первый Новый год в его жизни. 
 
Эркер и шканты
 
Поженившись, Надежда и Валерий Кучеренко сначала снимали жилье, потом сельхозпредприятие выделило им 36 квадратных метров в деревянном двухквартирном доме 1979 года постройки. И все бы ничего, но несколько лет назад вторая половина дома осталась без хозяина, поэтому зимой её никто не отапливал, и всю постройку начало «водить». У супругов к тому времени было уже трое детей, и они боялись, что однажды крыша просто рухнет им на головы. 
 
- Мы долго стояли в очереди по программе строительства для многодетных сельских жителей, нуждающихся в жилье. Документы, а их было очень много, начали собирать еще в 2013 году, но вся сложность была в низких доходах семьи. Согласно условиям госпрограммы, мы должны были вложить в строительство сорок процентов своих средств, - рассказывает Надежда.

 
Валерий работает механизатором, это был и остаётся единственный стабильный заработок в семье. Поэтому ему пришлось взять кредит в 720 тысяч рублей, к которому добавили 386 тысяч федерального материнского капитала. С этим взносом супруги в прошлом году вошли в госпрограмму. Бюджет выделил им еще 1 миллион 440 тысяч рублей. Но оказалось, что собственными силами строить дом нельзя: необходимо было заключить договор с определенным подрядчиком, который оказался единственным на начало 2020 года. 
 
- Когда-то давно в интернете я увидела дом своей мечты: с мансардой и двумя эркерами. Мы два часа с подрядчиком рисовали наш будущий дом, и меня убеждали, что лестница на второй этаж будет стоить 300 тысяч, что второй эркер нельзя сделать, так как на него материала много уйдет. И вообще, для такого дома, как я хочу, оказалось мало земли. В итоге получилось то, что получилось, - вздыхает хозяйка. 
 
Единственное, что отстояла Надежда - это один эркер и то, чтобы при сборке бруса использовались деревянные шканты, а не арматура, которую применял подрядчик. Во время возведения дома было еще множество проблем, и их приходилось решать именно Надежде, поскольку Валерий, хоть и считался участником госпрограммы, работал, обеспечивая семью. Ему же после сдачи объекта, пришлось взять на себя отделку дома: утеплять крышу, обивать стены и потолок. Супруги решили не ждать пару лет, как положено, чтобы брус высох - у них просто не было на это времени. Они справили новоселье в ноябре прошлого года и за прошедшее время не смогли ничего благо- устроить ни на усадьбе, ни внутри дома. Нет денег, поскольку 20 тысяч рублей необходимо ежемесячно отдавать банку, а также расплачиваться с долгами за новую мебель. Кроме того, в семье появился четвертый ребенок - сын.
 
Кто ищет, тот всегда найдёт
 
У Кучеренко три дочери: 15-летняя Валерия, 14-летняя Александра и 8-летняя Снежана. Поэтому, когда встал вопрос о четвертой беременности, супруги решили, что надо рискнуть - возможно, родится сын. Так оно и получилось. Сейчас 10-месячный Игнат - любимец всей семьи, особенно отца. Валерия с женой иногда в шутку называют «плюс и минус»: он - серьезный, немногословный, основательный, она - активная, настойчивая, общительная. Несколько лет Надежда на общественных началах организовывала сельские мероприятия в местном Доме культуры. Взять в штат женщину не могли, поскольку у нее не было специального образования, а на заочное отделение в училище культуры не принимали с образованием 9 классов. Тогда она написала в амурское министерство культуры, однако её письмо каким-то чудесным образом попало в Москву, откуда пришел ответ, что в училище будет пробный набор на заочное отделение на базе 9-ти классов. Как оказалось, это был первый и последний подобный эксперимент, в котором Надежде посчастливилось участвовать - она четыре года проучилась в училище культуры, получила диплом художественного руководителя и устроилась в штат Дома культуры. 

 
Сейчас она в декретном отпуске, и единственная проблема, которая её, как хозяйку большой семьи, беспокоит - нехватка денег. Зарплата мужа, от которой после выплат банку остается 15 тысяч рублей, 384 рубля ежемесячно на каж-дую из трех девочек, декретные выплаты на младшего плюс льготы как многодетным: 4 тысячи в год - на топливо и 380 рублей в месяц за электричество. На шестерых человек это очень мало. Поэтому Надежда искала варианты заработка. А кто ищет, тот всегда найдет. 
 
- О социальном контракте я давно слышала, но не обращала на эту информацию внимания. А в этом году знакомая из другого села, оставшаяся без работы, сказала, что подписала соцконтракт, по которому на организацию своего дела выделяются бюджетные деньги. Я тоже этим загорелась. Сначала хотела заняться изготовлением объемных фигур или ростовых кукол, поскольку люблю шить костюмы. Но для этого необходимо было большое помещение. Поэтому я выбрала печать фотографий, что в селе тоже востребовано, - уверяет Надежда.
 
Оформив документы, она получила деньги и купила цветной и черно-белый принтеры, компьютерный стол, ноутбук, шкаф-витрину, расходные материалы, а рабочий кабинет оборудовала в одной из комнат нового дома. И конечно, зарегистрировалась как самозанятая. 
 
- Я начала работать в середине октября, могу печатать не только фотографии, но и плакаты, календари, визитки, делаю брелоки со штрих-кодами, магнитики с новогодней тематикой. Деньги пока небольшие, но на булку хлеба и конфеты детям хватает, - рассуждает она.
 
Мечты и планы
 
- Я сегодня, как многие, живу одним днем. Но планы у меня грандиозные. А как иначе жить, если не мечтать! - удивляется Надежда Кучеренко.

 
Кроме первоочередных планов по внутреннему ремонту и постройке забора, они с мужем думают в будущем все же надстроить второй мансардный этаж, а также пристроить к дому теплую веранду и открытую террасу. А через год Надежда надеется заключить второй соцконтракт и воплотить в жизнь еще одну свою идею. Но об этом говорить пока рано. Для нее сейчас самое главное - семья и дом. 
 
Анна АЗАНОВА, с. Толстовка, Тамбовский р-н.