Все мы родом из детства. Но для одних отчий дом и милые сердцу места остаются в теплых воспоминаниях, а для других становятся делом и смыслом жизни. Сельский библиотекарь из Сковородинского района открыла для всей страны и даже мира свою малую родину.


• Свой мир
У Ирины Павловны до сих пор подкатывает ком к горлу, когда она вспоминает об исчезнувших селах своей малой родины: Бейтоново, Перемыкино, Бекетово, Свербеево, Орловка, Сгибнево… Она родилась и выросла в одном из них - в Бейтонове, названном в честь казачьего атамана Афанасия Бейтона, оборонявшего Албазинский острог. Село стояло на берегу Амура, отец Ирины работал бакенщиком, мать - рабочей водного поста, а поскольку движение по реке тогда было оживленным, их семья в начале 70-х годов осталась в Бейтонове единственной из жителей, остальные уехали. После третьего класса девочка переехала учиться в школу-интернат Албазина, откуда каждые выходные ездила домой: до Осежина детей подвозили, а до своего села Ирина шла пешком 10 километров. В любую погоду, одна. Но все равно это были самые лучшие годы её жизни.
- До сих пор помню, как летом вставала очень рано, босиком бежала на Бутинское озеро, купалась, потом садилась в лодку и смотрела, как над лесом поднимается солнце. Мой мир ограничивался этим озером, березами, покоем и умиротворением. И этот мир меня устраивал, - вспоминает Ирина Павловна.
Потом в её жизни были Хабаровск, Владивосток, но она снова возвращалась на родной берег Амура, где жили близкие люди, где все было знакомо, просто и понятно. Работала там, куда могла устроиться: на пропускном пункте погранзаставы в трех километрах от Бейтонова (пришлось жить одной в уже пустом селе), штукатуром-маляром в Джалинде, в библиотеке морской бригады моряков-пограничников. Когда в конце 90-х бригаду расформировали, устроилась в дивизион матросом-связистом по контракту. По существу, долгие годы жизнь Ирины Моисеевой была борьбой за выживание: она часто оставалась без работы, а надо было поднимать на ноги сына и дочь. Нестабильность в стране наиболее остро отражалась именно на обитателях небольших удаленных сел, и каждый выживал как мог.
Ирина понимала, что без образования ей будет сложно, поэтому, несмотря на проблемы, выкраивала время для учебы: сначала заочно окончила Хабаровский институт культуры, и даже три года проучилась в аспирантуре Новосибирска. Когда дети выросли и уехали в Благовещенск получать дальнейшее образование, Ирина Павловна, переехав в Сковородино, около пяти лет проработала директором районной библиотеки. Но душа её рвалась в родную Джалинду, которая стала её вторым, после Бейтонова, домом.
• Для родного села
В 2007 году, будучи руководителем районной библиотеки, Ирина Моисеева впервые в области организовала уникальную краеведческую конференцию - «Дорохинские чтения». Они были посвящены жительнице Албазина, учителю, основателю местного музея Агриппине Дорохиной, скончавшейся в 2003 году.
- Я знала Агриппину Николаевну, но с годами её имя стали забывать, как и про само Албазино. «Дорохинские чтения» должны были возродить интерес к нашей истории, краеведению, к старинному селу, - рассказывает Ирина Павловна.
Опыта в организации подобных мероприятий у нее не было, поэтому в первый год краеведы, историки, сотрудники библиотек и музеев области собирались в Сковородине, затем «Дорохинские чтения» перенесли непосредственно в Албазино. И вот тут Ирине Павловне пришлось столкнуться с настоящими трудностями: выступающих и гостей собиралось много, а в селе не было ни гостиницы, ни столовой. Надо было обеспечить приезжающих и самым элементарным, например, постельным бельем, и культурную программу организовать. Конечно, без помощи районной администрации в лице отдела культуры, БГПУ, минкультуры, Албазинской школы «Дорохинские чтения» не стали бы традиционными. За 13 лет со своими исследованиями на них выступило около 150 человек с совершенно разными темами: от древней истории Приамурья до архитектурных особенностей строений благовещенских переселенцев, от дипломатических отношений Китая и России, описанных в русской литературе, до финансового вопроса в повседневной жизни казачьего офицера. Со временем в «Дорохинских чтениях» стали принимать участие амурские писатели, поэты, художники, а организатором выступил областной краеведческий музей.
Но Ирине Павловне, как человеку неугомонному, увлеченному, с пытливым умом, этого казалось мало - она всегда горела желанием сделать что-то большее для своего родного села. В 2016 году в Джалинде решили закрыть единственную библиотеку. Моисеева к тому времени была на пенсии и думала, что начнет жить в свое удовольствие. Но допустить ликвидацию библиотеки она не могла, поэтому собрала подписи односельчан против закрытия учреждения. Библиотеку оставили, правда, ставку сократили наполовину - Ирину Павловну это не смутило, и она согласилась работать. Однако просто выдавать книги и проводить плановые мероприятия ей было скучно. И тогда она нашла «золотую жилу».


Джалинда во второй половине XIX века была базой крупнейшей в Приамурье Верхне-Амурской золотодобывающей компании, и Ирина Павловна сделала ставку на историю. Именно она открыла широкой общественности имя горного инженера Николая Аносова - золотопромышленника, первооткрывателя месторождений золота в нынешнем Сковородинском районе. Моисеева сделала все возможное, чтобы библиотеке в Джалинде присвоили имя Н. Аносова, а в 2019 году организовала первые «Аносовские чтения». Опыт проведения подобных мероприятий у сельского библиотекаря уже был обширным, поэтому на первую конференцию приехали ученые и краеведы из Томска, Златоуста Челябинской области, Новосибирска, Биробиджана, Уфы. А почетным участником стала потомок Аносовых - Ольга Новиковская, живущая в Санкт-Петербурге. Первые «Аносовские чтения» прошли в Джалинде, вторые, в прошлом году, - в Соловьевске, а третьи запланированы на это лето в забайкальском Нерчинске. Заявки на участие в них пришли даже из израильских Тель-Авива и Иерусалима. Все выступления на «Аносовских чтениях» тоже связаны с историей и краеведением, но основа их одна - золото.
Благодаря «Дорохинским» и «Аносовским чтениям» об Албазине и Джалинде узнали не только в России, но и за рубежом. Хотя надо оговориться: в одиночку Ирина Павловна не смогла бы со всем справиться. Она работает вместе с краеведом Павлом Афанасьевым из Талакана, районной и сельской администрациями и еще с десятком различных структур. Но именно Моисеева стала инициатором и основным двигателем всех мероприятий.
• Живая память
Сегодня на имя Ирины Павловны приходят десятки писем и запросов - она проводит большую краеведческую работу, восстанавливая забытые имена жителей давно несуществующих сел, историю коллективов, работающих в Джалинде.


- Давным-давно, проходя по пустынным улицам Бейтонова, я видела разрушенные дома, в которых когда-то жили люди, играли свадьбы, растили детей. Я знала этих людей, помнила. Многие из них участвовали в войне, и мне хочется, чтобы их фотографии тоже пронесли в Бессмертном полку, - делится планами Ирина Павловна.
Она говорит, что это не просто желание, это её долг. Который она хочет вернуть за подаренную в детстве красоту Бутинского озера, за удивительных людей, её окружавших, за уникальную историю, которой буквально дышит земля Джалинды. И самым весомым вкладом сельского библиотекаря в сохранение памяти о своих истоках стала преемственность: Вика, 13-летняя внучка Ирины Павловны, настолько увлечена краеведением, что стала самой юной участницей «Аносовских чтений».
Анна АЗАНОВА.