Директор конезавода из Тындинского района Татьяна Пономарева: «Я многим обязана лошадям, а лошади обязаны мне».
Кони в жизни Татьяны Пономаревой появились нежданно-негаданно. Пришли сами. В тот самый момент, когда молодая девушка из маленького села Усть-Уркима Тындинского района, за короткий период потерявшая почти всех близких людей, пыталась понять, как жить дальше. На руках был маленький ребенок, но не было мужа, работы и каких-либо перспектив. Отчаяние готово было захлестнуть с головой, как вдруг в окне мелькнул силуэт непрошеного гостя. Чей-то беспринципный жеребец вознамерился вытоптать огород. Хозяйка выбежала во двор, чтобы выпроводить наглеца. О том, что эта случайность поможет ей возглавить конезавод, Татьяна даже не подозревала…
Судьба никогда не баловала Таню. После окончания школы-интерната (в родном селе нет средней школы, поэтому детей отправляют в интернат в другую деревню) она поехала в Якутск, поступила учиться на менеджера, устроилась работать регистратором в поликлинику. Однако получить образование девушке так и не удалось. Когда ей было 18 лет, скоропостижно скончалась ее мама. Вскоре после этого тяжело заболела бабушка. Учебу и работу в городе пришлось бросить - больной требовался постоянный уход. Бабушка умерла через три года, той же осенью в тайге замерз Танин брат, в день своего 25-летия девушка похоронила отца… Малая родина ничем не держала, наверняка Татьяна, оправившись от потерь, перебралась бы в город, если бы не случай с конем.
Выскочив во двор, чтобы выпроводить незваного визитера со двора, Таня заметила неподалеку еще нескольких непарнокопытных: стало ясно, чей-то табун вырвался на свободу. Тогда девушка решила не прогонять коней, а, наоборот, собрать их у себя, чтобы потом передать хозяину. Большинство беглецов паслись как раз у ее дома, остальных она собрала по деревне, призвав на помощь односельчан. На следующий день владелец табуна (им оказался директор горнорудной компании Андрей Герасимов) позвонил Тане, он был удивлен: то, что оказалось не под силу опытным табунщикам, смогла сделать молодая девчонка, видевшая прежде коней разве что издалека. Своенравные животные слушались ее каким-то непостижимым образом.
- Когда Андрей Анатольевич предложил мне возглавить хозяйство по разводу коней якутской племенной породы, которое он собирался организовать, я согласилась не раздумывая. Тогда я еще не понимала, насколько это серьезно, знала только одно - хочу заниматься лошадьми, в них я влюбилась с первого взгляда, - вспоминает генеральный директор СПК «Джелтулинский конезавод» Татьяна Пономарева.
В один день на плечи хрупкой девушки легла ответственность за табун в двести голов.
- Не скрою, сначала было очень страшно. Я видела, как лошади скидывают всадников, первое время даже не знала, как к ним подступиться.
Зато сейчас Татьяна может сама объездить дикого коня, взять кровь из вены лошади на анализ, поставить капельницу. На сегодняшний день в штате СПК один-единственный работник. Это Татьяна. Не имея другого образования, кроме среднего, она умудряется решать и юридические, и экономические вопросы. Кроме организационных, на ней и более насущные заботы: накормить лошадей, осмотреть, выгнать, загнать. Найти сотрудников среди односельчан пока не удалось: не многие хотят браться за тяжелую работу. Вот и приходится Татьяне ворочать мешки с овсом, которые весят столько же, сколько и она сама - 40 кг.
- Конечно, за раз принести такой мешок не смогу, делю на три. А лошади, когда голодные, сердитые - могут и ущипнуть, и укусить.
Впрочем, трудностями Татьяну не напугать. Как у любого сельского жителя, хлопот у нее невпроворот. Наносить воды, наколоть дров, истопить печь. Все это молодая женщина делает сама. Сильного мужского плеча, увы, рядом нет. Сейчас у Тани двое детей - пятилетний Кирилл и полуторагодовалая Римма. Привыкшая надеяться только на себя, Татьяна решилась родить без мужа.
- Да, я сильная, со многим могу справиться. Я из тех, кто и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет. Мне удалось сделать так, чтобы конь был подо мной, а не я под конем. Считаю это своей заслугой, без ложной скромности, - говорит о себе Татьяна. - Не люблю жаловаться, и все же порой становится обидно. Везде говорят, что государство заинтересовано развивать сельское хозяйство, я, признаюсь, этого не ощущаю. Закупить овес, сено мне помогает только инвестор - Андрей Анатольевич, от государства никаких субсидий нет. Прибыли конезавод пока не приносит. В прошлом году после прививки полегла четверть табуна, выжившие кобылы целый год не жеребились. Только в этом году ситуация стала немного исправляться - на свет появилось 16 жеребят, а для меня это лучшая похвала и повод для гордости.
На вопрос о мечтах наша героиня отвечает не задумываясь: развести табун до тысячи голов. А для себя лично - получить ветеринарное образование, чтобы самостоятельно лечить захворавших питомцев.
Дарья ДРУЖИНИНА.
Фото из архива Татьяны Пономарёвой.