Стертые в кровь и огрубевшие ладони, постоянный запах керосина, многочасовые занятия, на которых все движения доводятся до автоматизма. Все лишь для того, чтобы за несколько минут выступления поразить зрителей игрой света и тьмы. В этом году отмечает десятилетие благовещенский театр огня «Одержимые», и те, кто в нем занимается, действительно страстно влюблены в искусство пламенной стихии.

Сегодня в коллективе, существующем при областном Доме народного творчества, около 40 участников. Но фаерщиков, непосредственно работающих с огнем, в два раза меньше, причем в основном это девушки. Есть также дети и подростки, которые участвуют в выступлениях с диодным реквизитом без открытого пламени. К «поджигу» новичков допускают только после месяца интенсивного обучения, а занимаются артисты три-четыре раза в неделю по несколько часов.

- У меня серьезное отношение к дисциплине, я не допускаю пропусков занятий и требую много работать, поскольку фаер-шоу не просто увлечение, а тяжелый и серьезный вид циркового искусства. Контакт с открытым огнем при несоблюдении техники безопасности подразумевает ожоги и травмы. Чтобы этого не произошло, мы не должны работать на уровне хобби, - говорит художественный руководитель театра Алексей Зимников.

Хотя, как признается Алексей, первый контакт с огнем у многих вызывает страх, поскольку в человеке пирофобия заложена генетически. В таких случаях участник театра занимается вращением диодов, хореографическими номерами, а через несколько месяцев, привыкнув к пламени, начинает «крутить огонь». Артисты говорят, что на смену страху приходит чувство удовлетворения - ты все-таки смог это сделать!

- До того, как я взяла огонь в руки, было страшно, - рассказывает Алена Муткова. - Но как только подожгли реквизит, опасения пропали, так как я ощутила, каково это - держать огонь. А поскольку уже не было страха неизвестности, я поняла, что могу огонь контролировать.
Алене 17 лет, она учится в школе, в театре занимается четыре года. За это время девушка стала не только профессиональным фаерщиком, но и правой рукой Алексея Зимникова, его помощником. Она также ездит на различные мероприятия, в этом году, например, представляла амурский театр на всероссийском фестивале светового шоу «Лед и пламя» в Ярославле. Кстати, «Одержимые» уже третий год участвуют в выступлениях на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. 

Но основная площадка для выступления театра - это городские и областные мероприятия, на которых фаерщики работают бесплатно. На одном из них, проводах Масленицы, Алексей Зимников, выдыхая огонь на чучело, на несколько сантиметров «укоротил» свою шикарную бороду. И все потому, что резко поменялось направление ветра. Погодные условия играют немаловажную роль в технике безопасности выступления артистов, поэтому их учат, как вести себя в подобных ситуациях. А о том, что в «Одержимых» к мерам предосторожности относятся очень серьезно, говорит такой факт: в театре занимаются сестры Софья и Лиза Домашенкины, а их отец - Николай Домашенкин, - пожарный, тоже входит в состав труппы. Кроме того, до профессионального овладения огненным реквизитом артистам запрещено выступать с непокрытой головой или распущенными волосами, и одежда должна быть исключительно хлопчатобумажной. 

А вот упражняться с выдыханием огня руководитель театра девушкам не рекомендует. Сегодня бризингом (дыхание пламенем) занимаются только сам Алексей Зимников и Иван Зеленин, являющийся лучшим специалистом в этой области. Выдыхание огня - наиболее зрелищный элемент огненного шоу, но занятие вредное: во рту долго стоит привкус керосина, а при частых выступлениях с таким номером воспаляется желудок. 

И все же, несмотря на титанический труд и травмы, артисты театра «Одержимые» снова и снова берут в руки огненный реквизит - стаффы, веера, пои, дабл-стаффы, бугенги - и выходят с ним к зрителю. Профессионалы говорят, что вращение огня завораживает и переносит в иную реальность, и ты чувствуешь себя повелителем стихии.