Начинающая гимнастка толкает в раздевалке обошедшую ее конкурентку: не удалось победить на спортивных снарядах, хоть так покажу, что я сильнее… 
 
Записная отличница рыдает, потом что написала контрольную на четыре с плюсом, и просит учителя исправить оценку на пять с минусом - по сути, то же самое, но в дневнике выглядит иначе, не бьет по самооценке… 
 
Первая любовь отказала подростку во взаимности, и он готов из-за этого выйти из окна - не потому что не может без нее жить, а потому что для него слишком ужасно быть отверженным…
 
Ситуации разные, суть одна - ребенок не умеет переживать поражения. Но они будут еще не раз. И, возможно, куда более болезненные. А значит, надо учить его не опускать руки и не терять достоинство и веру в себя, когда что-то пошло не так.
 
Часто дети расстраиваются сверх меры, когда они не стали в чем-то первыми или когда у них просто что-то не получилось, потому что не хотят «подвести» взрослых. Маму, учителя, тренера… И происходит это тогда, когда эти самые взрослые слишком упорно и целенаправленно настраивают их на победы. Любой ценой. А свою любовь выдают дозированно, в зависимости от того, сколько успехов предъявил им ребенок. Очень преуспел - много любви. Не очень - и любви поменьше. Или вообще нисколько, одни упреки и разочарование. И в пять, и в пятнадцать страшно остаться недостойным одобрения.
 
Рецепт: любите ваших детей просто так, за то, что они есть у вас. Желайте лучшего, но будьте довольны тем результатом, который им по силам.
 
Другой мощный фактор, влияющий на детское восприятие собственных поражений, - страх наказания. Не за ту оценку родители могут лишить каких-то удовольствий, после недостаточно высокого места на конкурсе - заставить тренироваться с утроенной силой (а он и так не очень-то любит петь/танцевать/рисовать, и делает это исключительно под вашим нажимом). Я уже молчу про наказания физические - некоторые родители не пренебрегают и ими. 
 
Рецепт: не ругать за то, что вышло чуть хуже, а хвалить за то, в чем он молодец. Ничто не окрыляет так, как вовремя произнесенная похвала!
 
Ну и стыд, куда же без него… Быть неуспешным (неоцененным, отвергнутым) для маленького человека, еже-дневно и многократно нацеливаемого на новые вершины, очень-очень стыдно. Иногда так сильно, что хочется просто исчезнуть с лица земли. Стать невидимкой, уйти жить в лес (реальная идея одного семилетнего ребенка, которому не давался счет), проникнуть в первый попавшийся поезд и умчаться неизвестно куда… Чем тоньше душевная организация, тем этого необоснованного стыда больше. А тут еще родители с кислым выражением лица: «Мог бы и лучше!»
 
Рецепт: забыть про сослагательное наклонение и радоваться тому, что есть. Не преувеличивать важность события и настраивать на «светлое будущее»: «В другой раз еще лучше получится».
 
И еще один момент, о котором мы часто забываем: дети во всем копируют нас. Если мама расстраивается так, как будто лишилась близкого родственника, из-за того, что поделку сына не взяли на выставку, то и он будет переживать это как большое горе. А если объяснит, что у разных людей свой вкус, и что лично ей поделка очень нравится («Пусть стоит у нас дома на самом видном месте!»), то и ребенок не станет воспринимать это как неудачу. Контролируйте свои эмоции и слова - и у ваших детей будет меньше поводов для расстройства.
 
Инна ВОЛКОВА.
ФОТО:  the-steppe.com