Один из самых животрепещущих родительских вопросов накануне первого сентября: «Надо ли делать уроки вместе с ребенком?»
 
Сторонники совместного приготовления «домашки» объясняют свой выбор тем, что, если не сидеть рядом, ребенок будет до вечера маяться ерундой, а задачки останутся нерешенными. Или тем, что и им важен результат - при помощи взрослых школьник лучше справится и получит более высокую оценку. Некоторые мамы и папы утверждают, что, занимаясь вместе, они вовремя замечают пробелы в знаниях  чада - и помогают ему наверстать упущенное. Возможны также ссылки на плохую память ребенка, слишком сложную программу, требования учителя все контролировать…

У сторонников самостоятельного приготовления уроков свои аргументы: «Если все делать вместе, ребенок разленится или не будет доверять себе…», «В его голове ничего не останется…», «Он не научится быть самостоятельным и дисциплинированным, не будет уметь преодолевать трудности…», «Делать домашнее задание вместе нечестно по отношению к учителю и другим детям - тем, которые выполняли задания сами». Иногда на это наслаивается родительская занятость («Мне некогда, я весь день на работе») или недостаток собственных знаний («В моем детстве это не проходили»).

А вот что думают психологи. Слово нашему постоянному консультанту Ирине Максимовой.

- Желание контролировать написание каждой палочки говорит о том, что вы сомневаетесь в своем ребенке, и… о ваших амбициях. Вы хотите, чтобы чадо училось только на «4 и 5» - об этом так приятно рассказывать знакомым, радовать дедушек и бабушек… А дети есть дети. Что-то им удается лучше, что-то хуже. Что-то просто неинтересно. Но если взрослый имеет право не заполнять мозг не нужной ему информацией, школьник обязан осилить программу. Родители это понимают - и запихивают в него знания всеми доступными способами. Когда не удается это сделать, решают, сочиняют, проводят опыты сами. 

Но контроль - это не только залог спокойствия взрослых. Это перенос ответственности за выполнение уроков с ребенка на себя. И вот вы сгибаетесь под тяжестью взятого, а сын или дочка порхают налегке. Им не надо быть внимательными на уроках - мама найдет пропущенное в учебнике и «разжует». Можно не записывать домашнее задание - родители позвонят учителю и все узнают. Не стараться, делать все медленно и невпопад даже выгодно: потерявшие терпение «предки» возьмут «домашку» на себя. Такие дети долго остаются инфантильными, не умеют принимать решения, не знают, чего хотят.

Однако у полного игнорирования процесса обучения  тоже есть свои минусы. Ребенок, которому никогда не помогали, к проблемам которого не прислушивались, усваивает: что бы ни случилось, он должен рассчитывать только на себя. Хорошо, если мы имеем дело с сильной личностью. А если нет? У некоторых детей, робких и не слишком уверенных в себе, это может трансформироваться в «Я никому не нужен». У них появляется страх неудачи. Они начинают считать, что родители их не любят. Есть и таки дети, которые, пользуясь моментом, перестают учиться: не готовятся к урокам, пропускают занятия…

Идеальный подход - системный. Он подразумевает, что родители постепенно формируют у ребенка привычку делать уроки самостоятельно. Для этого нужен удобный распорядок дня, постоянство в требованиях, дружелюбие, готовность прийти на помощь в трудный момент - но не в виде готовенького «Ладно, давай я решу!», а в виде «Подумай над…», «Обрати внимание на…», «Проверь еще раз вот здесь…», «Вспомни, о чем мы говорили вчера…» Стимулируйте интерес к получению знаний и делайте все от вас зависящее, чтобы школьник получал от этого процесса радость. И не забывайте подбадривать и хвалить. 

Ольга РЕШЕТНИКОВА.