Старший брат отобрал куклу и обстриг ее чудесные волосы; учитель не заметил стараний и похвалил другого ученика; подружка, которой доверила секрет, разболтала его всем вокруг. Поводов для обид в жизни маленького человека может быть целая уйма. Задача родителей - помочь справиться с негативным чувством. Но как это сделать? Советуют детские психологи.

Первое и главное, что должен знать ваш ребенок - не стоит держать обиду в себе. С самого детства давайте понять, что вам можно и нужно доверять. Не отмахивайтесь от детских жалоб на хулигана Петьку, иначе в подростковом возрасте ваш ребенок закроется совсем. А проглоченные обиды, как уверяют специалисты, отравляют организм похлеще некоторых ядов и приводят к проблемам со здоровьем. 
Чтобы понять, как правильно реагировать на детские жалобы, попробуем оттолкнуться от противного и перечислить, как делать не стоит. 
Самые распространенные ошибки

Обесценивание ситуации и чувства: «Да это мелочи!», «Эта ерунда не стоит внимания!», «Глупости какие!». После таких слов ребенок поймет, что открывать свою душу родному человеку - неблагодарное дело.

Слишком ярое желание вмешаться в ситуацию и поставить обидчика на место: «Вот я его сейчас проучу!» Если ситуация серьезная, вмешаться действительно стоит, но выяснять отношения лучше не с маленьким агрессором, а с его родителями, в отдельных случаях с привлечением третьих лиц - учителей или воспитателей.

Советы, как нужно было поступать или что сделать в другой раз: «Надо было дать сдачи!», «В следующий раз не садись с ним за один стол». Говорить о том, что прошло, или о том, что может случиться (а может, и не случиться) как минимум не конструктивно, надо разбирать ситуацию здесь и сейчас.

Обвинение ребенка: «Сам виноват, зачем туда лез», «Ты такой несмелый, конечно, тебя обижают!», «Не дуйся, на обиженных воду возят!». Самооценка малыша, с которым поступили несправедливо (пускай только на его взгляд) и так падает, а такие фразы понижают ее еще больше.

Как строить разговор?

Даже если повод для обиды, на ваш взгляд, не стоит и выеденного яйца, поддержите ребенка вербально (утешив словами) и физически (обняв, приласкав). После того, как острый период пройдет, ребенок перестанет лить слезы и всхлипывать, попробуйте вместе разобрать ситуацию. 

Постарайтесь определить мотивы всех участников конфликта: не только вашего малыша, но и оппонента. Скорее всего, окажется, что хороши оба. Объясните ребенку, что у обидчика были свои причины поступить именно так. После того, как ребенок поймет, что неприятель видит ситуацию по-другому, выясните, готов ли он его простить. Затем нужно поинтересоваться, хочет ли малыш продолжить общение с противником или готов полностью порвать с ним контакты. Вы-слушайте решение ребенка и постарайтесь направить ход его мыслей в мирное русло. В конце обязательно скажите, как сильно вы его любите.

Обидам все возрасты покорны

Конечно, правильный подход во многом зависит от возаста ребенка. С самыми маленькими можно применить сказкотерапию. Начните рассказывать историю, герои которой попали в похожую ситуацию, постарайтесь сделать так, чтобы ребенок стал соавтором повествования и сам придумал развязку. Проигрывание ситуаций тоже достаточно эффективно: возьмите игрушки - пусть ребенок выступит в роли обиженного, а потом в роли обидчика. Это поможет взглянуть на ситуацию объективно.

А что делать, если ребенок обиделся не на кого-то постороннего, а на вас?

Для улаживания ситуации можно взять метод покачивания телесно-ориентированной психотерапии. 

Когда малыш ляжет спать, положите на него свои руки, попросите разрешения покачать его. Если ребенок будет против, попросите прощения, поговорите, спойте колыбельную. Затем начинайте плавно раскачивать тело ребенка в течение нескольких минут, передвигая руки с груди на живот, потом на бедра, на ноги и назад к груди и шее. Малыш почувствует себя словно в люльке, вспомнит, как в глубоком детстве его качали на ручках, и негативные эмоции отступят сами собой.

Дарья ДРУЖИНИНА.
Фото:shkola1249.ru