Как вы думаете, может ли обычный ребенок, не вундеркинд, пройти программу первого класса за… три недели? В благовещенских школах, внедривших систему Жохова, первоклассники учат таблицу умножения, складывают трехзначные числа, знают все падежи и умеют спрягать числительные. Возможно ли такое на самом деле, мы решили проверить, побывав на уроке в лицее №6.
 
Это что-то новенькое

Авторскую систему «УниК» заслуженного учителя России Владимира Жохова впервые в Благовещенске внедрили три года назад. Пробный класс организовали в школе №14, на следующий год к «эксперименту» подключился лицей №6. На сегодняшний день в Благовещенске насчитывается шесть классов, в которых преподают по новой и совсем непривычной для нас системе. В чем ее отличие от традиционной методики? Да во всем! Уроки начинаются с песни и ею же заканчиваются, ученик посреди урока может встать и пройтись, и даже за попытку списать у соседа ребенка не отругают, а того, кто подскажет другу, и вовсе похвалят. И как в такой неразберихе можно чему-то научить? А вот как.

- Мне нужны ваши глазки! - обращается учитель Оксана Матоха к своим первоклашкам и, дождавшись внимания, показывает слайд с изображением озера. - Кто знает, где находится Байкал?

Так начинается урок… математики. Небольшая вставка про Байкал не отразится на вычислительных способностях школьника, зато расширит кругозор и подготовит к работе. Следом за Байкалом появляется изображение термометра.

- Минус пятьдесят градусов. Как вы думаете, где такая температура возможна? На Северном полюсе? А еще? В Якутии? Правильно! Кстати, это совсем недалеко от нас - за сутки можно доехать.

На мультимедийной доске появляется изображение монет и купюр. А вот и примеры на вычисление. Дети учатся решать не абстрактные, а вполне жизненные задачи. Впрочем, и до числовых примеров дойдет очередь. Только складывать дети будут не 2+3, а 293+359. Пока я пребываю в замешательстве, первоклашки проворно пишут ответ на маркерных досках и демонстрируют учителю.

- Обучение проходит в быстром темпе, но дети не устают за счет того, что за урок смена деятельности происходит до десяти раз, - поясняет на перемене Оксана Олеговна. - Сама структура урока не линейная, а цикличная или спиралевидная, автор в шутку называет ее «винегрет», но этот «винегрет» детям пришелся по вкусу.

- Большое значение в методике придается здоровье-сберегающим технологиям, - включается в разговор ее коллега Татьяна Ослина, которая преподает по той же системе во втором классе. - К примеру, на наших уроках дети не сидят, сложив руки на парту, эту позу Жохов называет «собачьей» - она не физиологична и приводит к искривлению позвоночника. Ученики сидят, откинувшись на спинку стула и заведя руки за спинку. Как результат - в наших классах практически нет детей со сколиозом.

Педагоги подтверждают еще одно обещание Жохова: в его классах дети меньше болеют и быстрее растут.

- Звучит удивительно, но нейрохирурги доказали: мальчикам нужно кричать, а девочкам визжать. Это благотворно влияет на развитие костной системы. Поэтому не нужно усмирять школьников на перемене, пускай дают волю эмоциям. Результат налицо: за учебный год наши дети выросли на 8-10 см, это в два раза больше, чем в обычных классах, - приводит пример Татьяна Афанасьевна.
 
Поспеши и напиши

Методика обучения чтению и письму тоже имеет свои особенности. Ничего страшного, если в «класс Жохова» придет ребенок, не умеющий читать, автор уверяет, что учить детей с нуля легче. Например, первоклашки Оксаны Матюха опережают ровесников из других классов: дети уже прочитали «Конька-Горбунка», которого проходят обычно во втором классе и готовятся читать «Каштанку» (программа четвертого класса).

Держать в руках ручку или карандаш здесь тоже учат по-другому: оказывается, тот способ захвата ручки, которому нас учили в детстве, приводит к напряжению всей руки и, как следствие, быстрой усталости.

- Если обычно дети начинают писать крючки и палочки, то у нас сразу пишут буквы и даже слова. Бывает, первоклассник напишет одну половину слова печатными буквами, а вторую половину - письменными, это не возбраняется. Даже начертание некоторых букв немного отличается от классического варианта, это сделано для того, чтобы развивать скоропись, а Жохов большое значение уделяет скорости выполнения работы, - поясняет Оксана Олеговна.

Любопытный факт: в «жоховских» классах левши чувствуют себя вполне комфортно. В классе Оксаны Матоха из 32 детей 8 пишут левой рукой, но это не мешает им иметь красивый почерк. 
 
Хороша, но не для всех 

Если методика Жохова такая прогрессивная, почему же система образования полностью не перейдет на нее? Потому что, во-первых, удовольствие это не бесплатное: диск с программой стоит 55 тысяч рублей в год (сумма делится на весь класс), кроме того, родителям приходится покупать немало расходного материала, скидываться на экскурсии (программа предусматривает обязательный поход в музей, театр и т.д. каждую неделю). А во-вторых, не каждый педагог откажется от привычных принципов в пользу новых, да и выкроить время для обязательных 6-часовых вебинаров по скайпу каждую неделю смогут не все.

- За 19 лет работы в школе я привыкла, что в классе главный - учитель, а в этой методике на первом месте ученик, педагог - лишь руководящее звено, - делится особенностями преподавания в «жоховском» классе Татьяна Ослина. 

Не всем ученикам подойдет и «скоростной режим» обучения: в традиционной системе учитель ориентируется на «середнячка», здесь - на самого успевающего. А схватывать на лету, могут, увы, не все. 

Еще одна загвоздка в том, что методика разработана лишь для начальной школы. Не исключено, что опережающие «жоховцы» в пятом классе попросту заскучают и потеряют интерес к учебе. 

Ну и в конце - самый спорный момент: отсутствие жесткой дисциплины в классе. Как я убедилась лично, свобода перемещения и выражения мысли на уроке к «анархии» не приводит. Да, некоторые дети в силу темперамента, решив пример, встают со стула или по-другому пытаются привлечь внимание учителя. В таких случаях педагог предлагает поиграть в молчанку: похвалы заслуживает тот, кто напишет правильный ответ на маркерной доске и молча поднимет ее вверх.
 
Ирина Ли:

- Старший сын пошел в школу хорошо подготовленным, поэтому я и решила, что методика «УниК» ему подойдет больше - она более интенсивная и интересная. Возможно, она не идеальна, но в целом меня все устраивает, поэтому среднюю дочь я тоже отдала в «жоховский» класс. Дети ходят в школу с удовольствием, при этом я не участвую в подготовке домашних заданий. В первом классе меня настораживало то, что у сына не очень красивый почерк, но во втором он изменился в лучшую сторону. Замечаю, что к концу полугодия дочь стала уставать, но помимо школы у нее много дополнительных занятий, вряд ли можно винить в этом программу. Я понимаю, что эта система дает больше обычной, когда дочь в качестве игры перемножает в уме двухзначные числа. Когда подрастет младший ребенок, скорее всего, я и его запишу в «жоховский» класс.
 
Татьяна Шагжиева:

- Методика подкупила тем, что является здоровьесберегающей, а также отсутствием особых требований к первокласснику. Когда сын пошел в школу, он был очень неусидчивый, не любил не то что писать, даже рисовать, и не умел читать, хотя знал все буквы. В обычном классе мы бы столкнулись с серьезными проблемами, здесь их не возникло. Скажу сразу, моя надежда на то, что он сам будет делать уроки, не оправдалась, мне приходится принимать активное участие. И все же к окончанию первого класса, я заметила, какой скачок сделал мой ребенок. Еще один плюс: в этой методике уделяется большое внимание сплоченности коллектива, как итог - взаимовыручка развита не только среди детей, но и среди родителей.

Дарья ДРУЖИНИНА.