Все билеты - счастливые. И каждая поездка приятная, если вы едете с кондуктором Надеждой Коломыцыной.

Надежда Николаевна совсем не похожа на стереотипную, громкоголосую и суровую, грозу безбилетников. Говорит она негромко, улыбается застенчиво, а выглядит скорее как хозяйка литературного салона, чем салона автобуса. Свежая прическа, аккуратный макияж, каждый день новый наряд - причем не удобные брюки или джинсы, а классические платья и костюмы в стиле Шанель. И непременно туфли на каблуках. Несмотря на то что на ногах ей приходится проводить двенадцать часов подряд - столько длится рабочий день кондуктора.

На вопрос, стоит ли уделять столь большое внимание внешнему виду при такой работе, героиня этого материала пожимает плечами: «Я привыкла. У нас и автобус самый чистенький и уютный в автоколонне. Мы с водителем Андреем Геннадьевичем Карповым каждый день его намываем: окна, потолок, панели, пол… Шторки нарядные повесили, любимого голубого цвета…» Кондуктором Надежда Николаевна стала 9 лет назад. До этого работала в торговле. Когда большие супермаркеты потеснили маленькие магазинчики, пришлось искать другое место. Так она открыла для себя новую профессию.

«Честно говоря, проработав первую неделю, думала, что не выдержу, уйду. До этого мой рабочий день начинался в восемь, а теперь, чтобы успеть на смену к пяти, надо было вставать в четыре. Домой возвращалась никакая! Но заместитель директора предприятия уговорила потерпеть еще недельку, а там втянулась, привыкла, - улыбается собеседница. - Уже не замечаю ни тесноты в час пик, ни веса сумки с мелочью (к вечеру она весит четыре килограмма, да еще терминал, которым «пропикивают» карты, около двух)». 

Надежда Николаевна любит своих пассажиров. Но за годы работы заметила, что люди стали более раздраженными, чаще не просто делятся новостями, а жалуются на жизнь. Первые шесть мест в салоне уступаются старикам и детям с трудом. Молодежь так объясняет свою позицию: «Заплатили деньги - имеем право ехать с комфортом!» И «зайцы» изменились: пойманные врасплох, они уже не смущаются и не оправдываются, а спокойно парируют: «Я сейчас выхожу», взрослых среди них больше, чем детей, и вида они вполне приличного, порой даже интеллигентного. 

Между тем кондуктора наказывают рублем за каждого «забывшего кошелек». И за совпадением суммы выручки с числом проданных билетов строго следят. Нельзя ошибиться больше чем на пять рублей (раньше вообще только 50 копеек разницы допускалось). Именно поэтому каждую свободную минутку коллеги Надежды Николаевны пересчитывают деньги. Это тоже требует внимания и отнимает время и силы. А вот отличить вновь вошедших от уже «обилеченных», в общем-то, нетрудно. «У меня хорошая память на лица, - говорит кондуктор. - Всех сразу вижу!» 

Ей нравится смотреть на довольные лица людей, которым достались «счастливые» билетики. Некоторые, особенно суеверные студенты, стремятся поскорее их съесть и загадать желание, рискуя нарваться на штраф, если зайдет контролер. Однако сама она цифры на билетах никогда не считает, говорит: «Я привыкла своими усилиями всего в жизни добиваться». В выходные - кондукторы работают «два через два» - Надежда Николаевна помогает маме, живущей в деревне, закручивает соленья-варенья, общается со своими двумя сыновьями и внуками, которых у нее уже четверо. 

Путешествовать героиня этого материала тоже любит, хотя удается это не так часто, как хотелось бы. Прекрасные воспоминания оставила поездка в Болгарию. В прошлом году Надежда Николаевна побывала в Сочи… В День автомобилиста, который отмечается в последнее воскресенье октября, постоянные пассажиры поздравляют мою собеседницу с профессиональным праздником. «Как-то даже дарили конфеты и шоколад», - вспоминает она. Много вы знаете представительниц этой нелегкой профессии, которым вам хотелось бы преподнести шоколадку?

Инна ВОЛКОВА.