Левшей считают особенными людьми. Часто встречаются высказывания о том, что 
левши либо  больны, либо гениальны. Но в любом случае с ними не избежать
проблем. И если у вашего ребёнка обнаруживается леворукость, вы как минимум
озабочены: как воспитывать и обучать малыша с такой особенностью? 


Чаще всего родители, заметив, что ребёнок плохо читает или пишет, начинают за-ставлять его читать или выводить буквы больше и чаще.

Что происходит? В основе левшества лежит скорость созревания мозга. Замедленный процесс приводит к леворукости. Дело в том, что мозолистое тело, связывающее правое и левое полушария, начинает созревать только в 7 лет. Следовательно, этим деткам трудно освоить такое сложное действие, как письмо и чтение, ведь им приходится объединять информацию с помощью несозревшей структуры мозга. 

А как правильно? Продолжительные упражнения ребёнка в чтении и письме способствуют созреванию мозга. А вот ускорить этот процесс помогут хороший полноценный сон, двигательная активность и свежий воздух.

Чаще всего родители, стремясь занять всё свободное время ребёнка, записывают его в многочисленные кружки и секции. А ребёнок вместо того, чтобы разносторонне развиваться, начинает заикаться. 

Что происходит? Левшество сопровождается повышенной эмоциональностью. И если у ребёнка не остаётся времени на занятия, которые ему интересны, и требования родителей слишком жёсткие, то у него может произойти эмоциональный срыв. А выражаться он будет в заикании. Причина таится в том, у левшей центр речи находится в обоих полушариях. При стрессе эти центры начинают конкурировать и реализуются в заикание. Слабое заикание освобождает ребёнка от ряда нагрузок, поэтому он усиливает эту реакцию (безусловно, бессознательно). 

А как правильно? Надо изначально не создавать таких ситуаций. А если она все же возникла, то снизить нагрузку на малыша. И обязательно в доверительной, доброжелательной беседе обучать ребёнка последовательно преодолевать трудности, а не бежать от них. В этом случае реакция не закрепится, а будет лишь случайно возникшим эпизодом. 

Чаще всего родителям леворуких малышей кажется, что их чадо занимается глупостями и вредительствам: то нарисует на новых обоях жар-птицу, то из маминого платья раскроит занавес для кукольного театра. Родители, естественно, сердятся. 

Что происходит? Виной всему - особое восприятие пространства, которое становится основанием для реализации творческих способностей. Творчество - это возможность комбинировать разные элементы воспринимаемой реальности. 

А как правильно? На самом деле ребёнок не хулиган, а талант. Причем эта особенность характерна больше для мальчиков. У праворуких мальчиков активность полушарий зависит от типа задач. А активность правого полушария маленького левши толкает его на различные эксперименты. И если не подавлять этот творческий процесс, то в средних и старших классах таланты мальчика раскроются в полной мере.  

Леворукость не станет проблемой для ребёнка, если находящиеся рядом взрослые будут учить его преодолевать трудности. И ярлык «левша» будет показателем не повышенной склонности к невротическим реакциям, а признаком особого таланта. Таланта, которому есть яркий пример в художественной литературе - сказка Николая Лескова об одарённом не-обычайными способностями тульском мастере. Да и список реально существующих выдающихся леворуких людей впечатляет: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бетховен.

Татьяна Крылова,

преподаватель дошкольной педагогики и психологии.