Если Амурский перевоз обслуживал главным образом жителей Благовещенска и Хэйхе, то у Зейского перевоза была своя специфика: им пользовались зазейские крестьяне. В Благовещенск они привозили продавать продукты, сено, дрова. Город сдавал эту переправу в аренду, и цена на нее постоянно поднималась. В ноябре 1908 года торги выиграло «Торговое рыбопромышленное товарищество», которое предложило «высшую сумму» - 10 213 рублей. Торговавшийся с ним Гуриков давал 8578, Гростман - 10 201 рубль. Арендная плата предыдущего года составляла всего 6000 рублей.
 
Подробнее о том, как переправлялись через Зею, можно проследить по заметкам газет 1909 года. 

«23 марта. Выпавший недавно и растаявший снег испортил дорогу по реке Зее. Во многих местах лед покрыт слоем воды. Многие из приехавших из зазейских деревень на санях вынуждены нанимать телеги и возвращаться домой на колесах».

«23 апреля. Жертвоприношение распутице. Через Зею неизвестный крестьянин, ехавший на паре лошадей с возом, на глазах других провалился с лошадьми и возом и так быстро скрылся под водой, что только дуга мелькнула». 

«15 октября. Вниманию пароходовладельцев. По контракту арендатора Зейского перевоза с городом с началом ледохода право перевозки предоставляется каждому желающему и имеющему к этому средства. Так как в городе скопилось очень много крестьян и цены за перевоз существенно выросли, владельцы железных пароходов и барж могли бы недурно заработать. Три рубля с воза, 50 копеек с человека - такую плату арендатор Зейского перевоза установил с началом шуги».

На требование горожан установить твердую таксу на перевоз через реки в течение распутицы городская управа отвечала так: «Это невозможно. Нельзя таксировать труд человека, который не знает, останется он жив или нет».

Дважды в год повторялась эпопея с перевозом, пока тридцать с лишним лет назад не построили через Зею автомобильный мост.

Валентина Кобзарь.