О проекте «Антирейтинг», созданном братьями Андреем и Ильей Афанасьевыми, наша газета уже писала. Молодые люди на общественных началах проверяют торговые сети Благовещенска, снимают видео, а затем размещают его в интернете. Несмотря на то, что нередко приходится сталкиваться с агрессией персонала, они не отказываются от своей идеи, более того, расширяют «штаты»: в их команде уже восемь человек. Как проходит рейд и действительно ли в благовещенских магазинах много просрочки, мы решили выяснить, присоединившись к активистам. 
 
Сходили за хлебушком!

Выбор места очередной проверки пал на склад-магазин, известный в городе своими низкими ценами. Здесь антирейтинговцы уже бывали: набрали целую тележку залежалого товара и написали заявление в полицию и Роспотребнадзор. Теперь нам предстоит выяснить: изменилось ли что-то с тех пор? Берем тележку и отправляемся за покупками как обычные покупатели. Правда, сохранить инкогнито нам не удается, ребят здесь быстро узнают и стараются опередить: сотрудники снимают некоторые товары с полок и увозят в подсобку.

- Так происходит почти во всех магазинах, где мы побывали, - делится Илья. - Случается, заходишь просто воды купить, а вокруг начинается суета: все вплоть до менеджеров выбегают в торговый зал и начинают убирать просрочку. То есть одно наше появление стимулирует сотрудников выполнять свои обязанности тщательнее.

Впрочем, превентивные меры не срабатывают: первый товар, который берет в руки Тимофей, недавно присоединившийся к движению, оказывается потенциально опасным: срок годности маринованных томатов истек еще полтора месяца назад, но банка продолжает стоять на витрине. Тимофей направляется к кассе и приобретает перестоявшие помидоры, чтобы иметь на руках «вещдок».

- Конечно, покупать весь неликвид мы не собираемся, мы просто соберем его в тележку, а затем пригласим администратора и попросим утилизировать его, - уточняют активисты.

Очень скоро в тележке оказываются мясной рулет с плесенью, холодец, куриные бедра… Все участники, включая семилетнего Матвея, пришедшего вместе с папой, скрупулезно изучают этикетки товаров. Я, оказавшись в отделе кондитерских изделий, тоже начинаю всматриваться в даты. Третий попавший в руки тортик не проходит проверку: он не пригоден в пищу уже третьи сутки. Что интересно, за тортом-пенсионером, стоят такие же, только свежие: излюбленный мерчендайзерами прием - выставить на первый план товар постарее, чтобы его купили сразу.

Просрочку мы находим даже на полке с хлебом.

- Производитель указывает срок годности 24 часа, а изготовлен хлеб был три дня назад, - комментирует Тимофей.

Вскоре выясняется, что все шестнадцать булок, стоящих на полке, давно пора снимать с продажи.

- Хлеб просроченный, - предупреждают общественники пенсионерку, положившую булку в свою тележку.

Женщина на секунду задумывается, а потом машет рукой: «Мягкий, да и ладно!» Видно, не все потребители придают значение качеству товаров, чем и пользуются недобросовестные продавцы. 
 
Кто кого переснимает?

Тем временем сотрудники магазина начинают открыто выражать недовольство: снимают общественников на камеры телефонов, сопровождая съемку нелестными комментариями. Ребята относятся к этому спокойно: закон они не нарушают, поэтому не считают нужным прятать лица.

Вообще, по рассказам Ильи и Андрея, в торговых точках реагируют на их проверки по-разному: где-то без лишних разговоров вскрывают упаковки просроченных товаров, чтобы они не попали в продажу, где-то, напротив, проявляют агрессию. Так, Илье в одном из гипермаркетов разбили телефон, а однажды парней попытались выдворить, вызвав вневедомственную охрану. Однако номер не удался, поскольку общественники действовали в рамках законодательства. Активисты, в свою очередь, тоже не раз писали заявления в полицию, и даже судились с некорректными сотрудниками.

И на этот раз не обошлось без конфликта. К счастью, от слов к делу никто не переходил, ограничились словесной перепалкой.
 
Новое пополнение

Тележка заполняется очень быстро, тем более что в рейде сегодня задействованы пять человек.

- Желудок взрослого, может, и выдержит несвежую пищу, а вот за детей страшно. Мне бы не хотелось, чтобы мой ребенок питался некачественными продуктами, поэтому я и решил помочь парням в их деле, - поясняет один из активистов Тимофей. - Я сам работаю в магазине и прекрасно знаю, что персонал обязан вовремя выявлять просрочку, однако многие этого не делают.

Еще одна участница движения, Александра Скороходова, признается, что более внимательна к выбору товаров стала относиться после того, как отравилась кофе, перележавшим в магазине больше года. Посмотрев в интернете ролики антирейтинговцев, девушка решила пополнить их ряды.

Приходите послезавтра

Спустя два часа ребята с полной тележкой просроченного товара просят пригласить администратора, однако к ним выходит только старший кассир, который предлагает «прийти в понедельник, когда будет директор». Понимая, что конструктивного диалога с персоналом не выйдет, Андрей звонит в полицию. После безрезультатного ожидания участкового ему приходится делать звонок на телефон доверия городского, а затем областного УВД.

…Очередной рейд заканчивается только через пару часов в опорном пункте, где ребята пишут заявление в Роспотребнадзор. За три месяца они уже написали порядка десяти обращений в ведомство, одно разбирательство привело к тому, что оштрафовали на 20 тысяч сотрудника супермаркета, по остальным идет проверка. Антирейтинговцы уже совершили около 20 рейдов, проверили порядка 25 магазинов, разместили на своем канале более десяти видео и задумывают новый сезон, в котором пройдут с проверкой по городским рынкам.

- Как-то нам сказали, что мы делаем хорошее дело, но используем зверские методы. Но мы не ставим перед собой цель кого-то скомпрометировать, всего лишь открываем людям глаза и призываем быть внимательнее, - говорит в заключение Андрей.
 
Дарья ДРУЖИНИНА.