«Работа - дом, работа - дом. И никакой жизни!» - на такой уклад может пожаловаться большинство женщин. День наших героинь выглядит немного иначе: «Работа - работа - работа - дом». Что заставляет женщин трудиться сразу в нескольких местах?
 
Ольга, 46 лет: работает в такси, на доставке обедов, печет торты на заказ.
 
- По образованию я технолог общественного питания. Когда выбирала профессию, была уверена, что эта специальность востребована всегда. Так и было до определенного времени, но потом все изменилось.
 
Я была замужем за военным. Колесили по Дальнему Востоку, но везде, где бы мы ни жили, я находила себе работу. Все было хорошо, пока однажды к нам домой не пришла женщина с новорожденным: «Отдай мне своего мужа! Это его сын!» Я сказала: «Бери!», упаковала чемоданы и вернулась в Амурскую область. Мой старший сын в то время оканчивал школу, дочь по-шла в первый класс. Вскоре муж вернулся в семью (с той женщиной у них не сложилось), но образ жизни не поменял. Мы развелись.
 
На тот момент у меня было хорошее место работы, стабильный доход. Основная сложность заключалась в том, что жили мы в 20 км от города, а дочь ходила в благовещенскую школу, а также занималась танцами и иностранным. Нужно было отвезти-привезти, везде успеть. Но я справлялась. 
 
А потом обстоятельства сложились так, что я ушла с работы. Проблемы особой в этом не видела, я считаю себя отличным специалистом и была уверена, что скоро найду достойное место. И действительно, меня пригласили в новое кафе. За полтора месяца я наладила производство, после чего мне указали на дверь, не заплатив ни копейки. Все остальные попытки устроиться по специальности потерпели крах. Узнав, сколько мне лет (а мне было 44 года), работодатели находили сто причин, чтобы отказать. Всем требовалась сотрудница до 35 лет. Мне до сих пор непонятна их логика: завпроизводством не та специальность, в которой важна внешность и возраст. Но факт остается фактом: я осталась не у дел. Состояние, в котором я оказалась, не передать словами: шок, подавленность, депрессия.
 
Мне ничего другого не оставалось, как пойти работать в такси, заодно я стала развозить обеды и печь торты. Я завидую тем, кто может себе позволить спать восемь часов в сутки. Я сплю около четырех. Мой день выглядит так: в пять утра встаю, в шесть выезжаю на работу, до 10 утра работаю в такси, потом на доставке обедов, затем снова в такси до 22-23 часов. Поздно вечером занимаюсь выпечкой тортов, спать ложусь в час ночи. Работаю без выходных. В отпуске последний раз была три года назад. Благославляю тех, кто придумал патчи от мешков под глазами и кепки: первые помогают скрыть следы недосыпа, вторые - замаскировать отсутствие прически.
 
Моя дочь всегда была отличницей, и мне, конечно, хотелось, чтобы она поступила в именитый вуз. В выпускном классе я нанимала репетиторов, чтобы она хорошо сдала ЕГЭ. Старалась не зря: дочь поступила в один из крупнейших вузов в центральном регионе. Учится бесплатно, ничего сверх меры от меня не требует, но я понимаю, что ей нужны деньги, и продолжаю крутиться как белка в колесе. О моих подработках она не знает. Есть люди, которые говорят: «Сегодня среда. Еще два дня - и отдохну». Я говорю так: «Сейчас дочь на первом курсе. Еще четыре года - и я отдохну!» Я не могу позволить себе расслабиться еще и потому, что плачу кредит за машину.
 
Однажды сын, который давно живёт самостоятельно, попросил дать совет по ведению семейного бюджета. Я только усмехнулась. Мой личный бюджет можно коротко охарактеризовать: «Минус тридцать».
 
О чем я мечтаю? О том, чтобы мои старания не были напрасными. О том, чтобы рядом появился человек, на плече которого я могла бы разреветься, и это его не испугало бы. И еще о том, чтобы у меня появились лишние полчаса на сон. Но я ни на что не жалуюсь. Это путь, который я выбрала сама. К тому же по большому счету я занимаюсь только тем, что мне нравится, ведь водить машину и создавать десерты я люблю по-настоящему.
 
Оксана, 41 год: работает в ателье, составляет бухгалтерскую отчетность, помогает с курсовыми.
 
- У меня два диплома о высшем образовании - бухгалтера и учителя истории. Но работаю я больше руками. А именно шью на заказ. Впервые иголку в руки взяла лет в пять - и с тех пор не расстаюсь с ней. В свое время даже перевелась с очного отделения экономфака на заочное и поступила в лицей на портного. Педагогическое образование получала больше для себя, зная, что в школе работать не буду. 
 
До замужества работала в ателье, потом родила дочь, стала шить на дому. Иногда мне подбрасывали калым в виде годовых и полугодовых отчетов. А в сезон сессий я помогала студентам писать курсовые и дипломы. Когда не было интернета, допоздна засиживалась в библиотеке. Возможно, я бы и вышла на работу с полной занятостью, но… в 26 лет мне поставили диагноз «рассеянный склероз». О рабочем дне с 8 до 17 пришлось забыть. 
 
А еще через несколько лет я развелась с мужем. Мое заболевание здесь ни при чем. Просто он любил «ходить налево», и мое терпение лопнуло. На тот момент у меня было двое детей - 6 и 12 лет. Не скажу, что финансово мне стало тяжелее, от мужа и раньше особой помощи не было. У нас был раздельный бюджет, свои деньги он тратил на себя, мои были общими. Поэтому, когда я сошлась с другим мужчиной, сразу поставила его перед фактом: зарабатываешь ты. Он согласился. Но спустя два года мы все же расстались - совсем по другой причине. 
 
Вот после этого мне пришлось затянуть поясок. К счастью, подруга открыла свое ателье и пригласила к себе. Вообще, по закону работать я не могу, ведь я получаю пенсию по инвалидности - 16 тысяч рублей и около 3 тысяч доплаты за детей. Но выжить на эти деньги совершенно нереально. Посудите сами: 11 тысяч - коммунальные платежи, около 5 тысяч на медикаменты. Остается меньше трех тысяч. Можно ли на это прожить втроем? А еще у меня есть мама-пенсионерка, которой тоже иногда нужно помогать. Алименты бывший муж сейчас не платит, так как трудоустроен неофициально. 
 
Поэтому каждое утро в начале восьмого, пока не наступил час пик и такси не подняли цену за проезд, я выезжаю на работу. Добираться пешком или на автобусе мне не позволяет здоровье. Работать приходится много: сын изучает два языка, ходит на платные курсы, каждый месяц на это уходит 6 тысяч рублей. Дочь учится в колледже бесплатно, но на проезд и перекус ежедневно выдаю ей 300 рублей. А еще они иногда ходят в кино или кафе. Не хочу, чтобы дети чувствовали себя обделенными, даю им по тысяче на развлечения.
 
Конечно, как любой женщине, мне хочется выглядеть хорошо. Поэтому по возможности посещаю косметолога, делаю маникюр… Но в первую очередь, конечно, обеспечиваю детей. Сейчас моя голова занята тем, что дочке нужен новый пуховик, а сыну демисезонные ботинки. Хочу  уложиться в 6 тысяч. 
 
Скоро дочери исполнится 18 лет, а значит, моя пенсия станет меньше. Надеюсь, она устроится на подработку. Знаю, что не горит желанием делать это, боится, что не будет успевать с учебой, но я сама все студенческие годы подрабатывала, так что и ей придется справляться. 
 
Однажды в пылу ссоры дочь бросила: «Я не просила меня рожать!» Конечно, было обидно, но ведь она права. Дети действительно не просили их рожать, это было мое осознанное желание, а значит, именно я и должна делать все, чтобы они чувствовали себя счастливыми. И поэтому я не отказываюсь ни от какой работы. И не жалуюсь. По большому счету меня все устраивает. Я оптимист поневоле.
 
Елена, 32 года: работала кладовщиком, бухгалтером-ревизором и парикмахером.
 
- У моего первого мужа были сложные взаимоотношения с алкоголем. Когда мне было 26 лет, а сыну 4 года, я подала на развод. На тот момент я работала парикмахером и получала высшее образование. Учебу оплачивать частично помогала мама, но все равно этого было недостаточно. Я работала в салоне, платила аренду, доходы едва покрывали расходы. Поэтому я устроилась на ночную работу - кладовщиком-отборщиком. По ночам мы собирали товар, который наутро должен был поступить в магазины. Утром бежала в парикмахерскую, спала в промежутках между приёмом клиентов прямо в парикмахерском кресле - по 15-20 минут. Однажды я без сна находилась около двух с половиной суток. Благо молодой организм выдерживал такие нагрузки. Самым сложным было, когда писала диплом и готовилась к госэкзаменам, ведь между двумя работами нужно было еще и учиться. 
 
После получения диплома пошла на повышение - меня перевели на ставку бухгалтера-ревизора. Это тоже ночная работа. К тому же часто приходилось ездить в командировки. Работала ночь через ночь. В парикмахерской - ежедневно. Было сложно, но выбирать не приходилось - сын пошел в первый класс, только на дополнительные занятия уходило по 12 тысяч в месяц: курсы английского, репетитор по русскому языку, бассейн, самбо… Да и когда привыкаешь к определенному уровню достатка, сложно согласиться на сумму вдвое меньше. 
 
В таком режиме я прожила два с половиной года. А потом познакомилась с нынешним мужем. Он посмотрел на это дело и сказал: «Нет, моя женщина не должна так выматываться». И помог мне открыть свой салон. Конечно, хлопот хватает по-прежнему, например, если клиент попросит, могу и в семь утра прийти на работу, и до полуночи задержаться. Но по ночам все-таки сплю. А это дорогого стоит!
 
Записала Дарья ДРУЖИНИНА. 
ФОТО: fb.ru