Почему мальчик из обычной, не творческой, семьи стал художником?.. «Сколько себя помню, я всегда рисовал, - вспоминает Евгений Вячеславович. - В детстве посмотрел какой-то художественный фильм, в котором мой ровесник без устали изображал море и корабли - и меня это так зацепило! Стал подробно изучать «теорию вопроса», прочитал уйму книжек… Когда мама отнесла в художку появившиеся в результате этих «исследований» рисунки, ей сказали: «Срочно ведите его к нам!» 

После детской художественной школы было художественное училище, Дальневосточный институт искусств… Последний, правда, так и остался неоконченным - в суровые 90-е нужно было зарабатывать на жизнь и кормить семью. (К слову: свой первый заказ мой собеседник выполнил еще на первом курсе училища.) Но тяга к знаниям никуда не делась: в пятьдесят два года, будучи уже известным художником, Евгений поступил на худграф БГПУ и окончил его.

Дипломная работа - картина «Все на пленер. Ожидание» - украсила персональную выставку, открывшуюся в 55-й, юбилейный, день рождения художника в областном краеведческом музее. На ней группка молодых ребят, собравшихся, чтобы поехать куда-то пописать живую натуру. Ждут то ли своего рейса, то ли тех, кто еще не подошел. Юные, вдохновленные, полные энергии… Все эти эпитеты можно адресовать и автору полотна, невзирая на солидные возраст и опыт.

Евгений из тех людей, которым интересно пробовать новое. Меняться самому и менять свою жизнь. Из графиков переквалифицироваться в живописцы - и гармонично сочетать в творчестве то и другое. Уйти в бизнес - и вернуться, на новом уровне, в творчество. Покорить придирчивых китайских заказчиков - и решить, что культуру развивать нужно все-таки на родине. Полжизни прожив в городе, купить дом на земле - и теперь сад там высаживать… 

Это заметно и по его работам. На вышеупомянутой выставке мирно соседствуют натюрморты, пейзажи, портреты и сюжетные картины. Аккуратно выписанные и всем понятные реалистичные работы и эмоциональные полотна в почти импрессионистской манере. Картины с историческими сюжетами и картины - игры разума. «Мне часто говорят, что еще что-то ищу, - делится художник. - А я не ищу, я лишь хочу передать то, что чувствую. И вообще, творчество должно удивлять».

Спрашиваю: «Художник сегодня - это кто? Зеркало бытия? Технолог и экспериментатор? Колокол, привлекающий внимание к проблемам?» «Я считаю, и то, и другое, и третье, - говорит Евгений. - В разные моменты жизни проявляется то, что нужнее». Было время, он увлекался авангардизмом. Сейчас больше нравится писать психологичные работы, портреты: «Рисуя, разговариваешь с человеком, он раскрывается перед тобой… Нет ничего интереснее человеческой души!»

Кстати, чтобы работа была психологичной, на ней вовсе не обязательно присутствие человека. У героя этого материала есть картина «Одиночество», на ней на переднем плане красный стол с падающей кружкой. И от одного взгляда на них - такая тоска… В пучину отчаяния погружает другое полотно - «Плач», герой которого как будто упирается в непробиваемую кирпичную стену. И так хочется пожалеть бесконечно серую, всем обделенную, просящую милость «Старость»! 

Но гораздо больше у художника светлых, оптимистичных работ. Солнечная, полная перспектив и ожиданий «Дорога на Владивосток»; мальчишки-«Мечтатели», у которых вся жизнь впереди, пускающие голубей и самолетики с крыши; ясноглазая девушка-Осень в пышном виноградном венке… Даже старый деревенский дом с выпавшей створкой окна написан с такой любовью, что воспринимается не как символ разрухи и запустения, а как портал в счастливое босоногое детство.

У каждой картины своя история. «И один в поле воин», изображающая усталого солдата, прикурившего самокрутку на лафете пушки в ожидании, когда подвезут снаряды, родилась после скупых рассказов деда о Великой Отечественной войне. Работа, посвященная Албазину, появилась с легкой руки тогдашнего директора областного краеведческого музея Елены Пастуховой. Чтобы написать ее, Евгений изучал историю острога, одежду казаков, их быт и оружие…

Творческих людей часто представляют оторванными от жизни. Зверев реальный и абсолютно земной. Живет в деревне, сажает огород, радуется березовой роще и реке за окном. Любит путешествовать - на машине проехал весь Дальний Восток до Байкала. Занимается общественной деятельностью - коллеги избрали его заместителем председателя амурского отделения Творческого союза художников России и выдвинули в общественный совет при министерстве культуры области.

В разные годы он сделал эскиз медали к 45-летию БАМа, написал полотна для постоянных экспозиций в областном музее («Атака казаков» и «Подвиг Демина»), разработал логотипы и товарные знаки многим амурским фирмам, сделал внутреннее оформление для дома быта «Элегант», расписал школу в поселке Садовом, организовывал масштабные дальневосточные выставки… «Работа всегда есть», - улыбается художник. И украдкой поглядывает на часы - где-то его уже ждут.

ЕВГЕНИЙ ЗВЕРЕВ О...

... художниках: «Художник - своего рода волшебник. Он на плоской поверхности создает объем, из отдельных мазков - целое. Переносит нас в другое время и место… Фотография никогда не заменит изобразительное искусство, потому что картина, написанная на полотне, «живая». И в ней есть взгляд художника, его отношение».

... графике: «Да, чаще всего она черно-белая. Но белый и черный - это два противоположных конца спектра. Между ними много других цветов. Если графическая работа удалась, можно услышать от зрителей: «Она у вас такая… цветная!» Это высшая похвала».

... работе: «Работа над картиной идет даже тогда, когда художник не стоит у мольберта. В голове, в душе… Но если не хочешь потерять профессионализм, не надо брать слишком долгих пауз. Как говорил мой учитель, если ты не писал день - ты потерял неделю, если не писал неделю - потерял месяц, не писал месяц - потерял год». 

Инна ВОЛКОВА.