В поселке Соловьёвск Тындинского района освящен новый храм в честь святого Георгия Победоносца. Предыстория возникновения этой церкви уникальна. Бизнесмен из Тынды Сергей Наполов влюбился в прикованную к инвалидному креслу девушку из Соловьёвска. Они поженились, но из-за болезни Екатерина не могла покинуть поселок, и Сергей, многим пожертвовав, решил остаться рядом с ней. Каждый из них пришел в церковь своей нелегкой дорогой, бизнесмен принял сан священника и возглавил местный приход. И если бы не было удивительно светлого человека по имени Катя, а рядом с ней - мужественного и преданного отца Сергия, возможно, в Соловьёвске никогда бы не было нового храма. Он возведен на любви и страдании, надежде и вере.
Под золотыми куполами
Небольшая, уютная церковь еще пахнет свежим деревом: днем она искрится на солнце куполами, а ночью, подсвеченный прожекторами, ее большой золотистый купол виден всем, кто едет в Тынду и Якутию. Высотой 17 метров вместе с крестом, здание храма построено из лиственницы без единого гвоздя и скоб: брус соединен зацепами «ласточкин хвост» - именно по такой технологии строили деревянные дома в давние времена. Основанием церкви служит мощный фундамент, монолитом соединившийся со скалой, на которой она стоит: это сделано, чтобы землетрясение не сдвинуло постройку, ведь север Тындинского района считается сейсмоопасным. Плотники, возводившие сруб, дали гарантию в 80 лет - так крепко и надежно выстроена новая соловьёвская церковь.
А ведь всего три года назад на ее месте стоял лишь поклонный крест, и в приходе, который возглавил отец Сергий, было меньше десятка прихожан - в основном пенсионеры. Ни денег, ни нужных связей, ни материалов, ни опыта строительства у батюшки не было. Первые пожертвования закончились, когда добровольные помощники сделали опалубку под фундамент.
- По технологии, чтобы фундамент намертво схватился со скалой, надо было котлован вымести до соринки. Несколько месяцев люди приходили, подметали и всем казалось, что они делают бессмысленную работу - все бесполезно, поскольку дальше дело не двигалось. В то время было очень тяжело морально: мы думали, это конец! - вспоминает матушка Екатерина.
Она обзванивала разные СМИ, писала письма-просьбы в фирмы; везде, где можно, ставились ящички для пожертвований, билборды. «Моя Мадонна» разместила объявление о сборе денег на строительство, которое стало появляться почти в каждом номере газеты. К возведению храма подключился и главный спонсор - прииск «Соловьевский», поэтому дело сдвинулось с мертвой точки. Постепенно пожертвования амурчан ручейками сливались в одну большую реку - на первый миллион рублей был закуплен брус для сруба. Правда, 30% закупленного леса батюшка забраковал из-за трещин и сколов: он считал, что на храм должен идти только качественный материал.
А потом появилась статья в нашей газете, которая, благодаря сайту издания, вышла на просторы Интернета. Ее перепечатали сотни интернет-пользователей, а осенью прошлого года материал из «Моей Мадонны» появился на страницах солидного журнала «Русский дом», и вся Россия узнала о небольшом амурском поселке, в котором молодая семья священника решила воплотить мечту о храме. На счет прихода стали поступать деньги из Калининградской области, Крыма, Краснодарского края, Вологды, Москвы и других регионов. В адрес семьи Наполовых пошли письма со всей страны со словами поддержки, на каждое из которых матушка Екатерина старалась ответить. Всего же за время строительства храма на счет православного прихода святого Георгия Победоносца поступило около пяти миллионов рублей пожертвований.
«Построим храм вместе»
После выхода статьи в «Моей Мадонне» самый первый взнос на строительство церкви сделал Владимир Данилович Пономарев - житель поселка Аэропорт в Благовещенске, а потом в течение года пенсионер каждый месяц присылал по тысяче рублей. Когда приходу нечем было оплатить доставку из Волгодонска Ростовской области большого купола, на помощь пришел индивидуальный предприниматель Борис Лещенко из областного центра. Он перечислил самую крупную сумму из частных пожертвований, и купол успели установить на крышу до наступления холодов. Среди тех, кто жертвует на церковь, есть несколько женщин с онкологическими заболеваниями, но они регулярно присылают по 300-500 рублей. Перечислить всех амурчан, кто поделился своими личными сбережениями, невозможно, как и назвать населенные пункты, откуда поступала в соловьевский приход помощь.
Но особо надо сказать о жителях самого Соловьёвска. Матушка Екатерина считает, что в поселке особая аура: каждый живет здесь своей жизнь, но когда нужна помощь, люди объединяются в общем порыве. Если на первые субботники на стройку приходило 5-7 прихожан, в основном родственников и друзей семьи Наполовых, то перед нынешним освящением в храме трудилось несколько десятков человек, включая молодежь и детей. У отца Сергия теперь есть большая команда мужчин, которые придут на помощь в любую минуту: однажды они за час разгрузили вручную почти 40 тонн бруса. Каждый из жителей поселка внес свой вклад в строительство храма деньгами или трудом. Лидия и Владимир Кикоть из Уркана - известные в округе мастера - изготовили иконостас и резные царские врата, Джамбулат Гобозов - владелец небольшой лесопилки - никогда не отказывал батюшке в просьбах. Служащий пожарной части Александр Гордеев, врач-рентгенолог Игорь Конавальчук, главный энергетик прииска Сергей Жигайлов - таких добровольных помощников десятки и даже сотни.
Конечно, самый большой вклад в возведение церкви внес прииск «Соловьёвский». Предприятие взяло на себя самые затратные работы, предоставило технику, подключило подрядную строительную организацию. Без такого спонсора строительство храма затянулось бы не на один год. Руководство прииска могло бы с полным правом сказать, что только благодаря предприятию в Соловьёвске появился храм. Но к чести его генерального директора Федора Сидорова этого не произошло. Когда ему на утверждение принесли макет памятной таблички о главном спонсоре стройки, которая должна была появиться на стене храма, Федор Валентинович с негодованием его отверг, сказав: «Не я один строил церковь!»
Это, действительно, так. Например, в Свято-Духовом монастыре под Москвой служит монах Ананий. Он так проникся идеей строительства храма в далеком ему Приамурье, что ведет в соцсетях отдельную страничку о соловьёвской церкви. Батюшке и матушке сидеть в интернете некогда физически. Отец Сергий за последний год сильно похудел, спит всего по несколько часов, ведь кроме стройки, которая требует ежеминутного присутствия батюшки, у священника есть еще службы, которые никто не вправе отменить. «Соловьёвцы на работу идут, а батюшка только домой возвращается. Иногда даже поесть не успевает: звонок, и он снова - на стройку», - говорит матушка Екатерина.
«Где мы, а где - Америка»
Она сама, несмотря на тяжелое заболевание, принимает активное участие в возведении храма: деловая и житейская переписка, телефонные переговоры, организация работы добровольных помощников. А с наступлением учебного года матушка дважды в неделю ведет православный кружок для местных детишек от 7 до 13 лет. Ребята мастерят поделки, рисуют, играют, ставят представления, сочиняют сказки. Занятия бесплатные, как расходные материалы и сладости для чаепития, которые матушка покупает на личные деньги из небольшой пенсии по инвалидности. Поэтому помощь для кружка была одной из самых бесценных и… неожиданных.
Благодаря «Моей Мадонне» о необычной семье священника из поселка Соловьевск узнали даже в Америке. В Лос-Анджелесе живет бывшая россиянка Мария Рачко - продюсер одной из голливудских компаний. Судьба матушки и батюшки так ее потрясла, что она захотела помочь им. Мария присылала деньги на лекарства Екатерине, болеутоляющие нанопластыри, которых нет в России. А однажды на имя батюшки на местную почту пришла большая посылка из Штатов.
- Мы сначала подумали, что это шутка: где мы, а где - Америка! - рассказывает матушка. - В посылке оказалось два огромных набора из 315 предметов - от карандашей до специальной бумаги для акварели. Дети были в восторге!
Малиновый звон
Матушка даже представить не могла, что столько людей в России и за рубежом откликнутся, чтобы помочь не только лично ей, но и всему приходу. Она поддерживает переписку со многими, поздравляет их с церковными праздниками и говорит, что кроме самого поселка, Амурской области и в других регионах страны уже сложилась некая общность друзей соловьёвского храма. Эта поддержка помогает верить, что все задуманное исполнится обязательно. Ведь церковь - самое главное - уже построена!
После освящения храма епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом в здании начались службы. Правда, в церковь прихожан призывают старые церковные колокола: один переделан из газового баллона, второй - морская рында, третий вообще сувенирно-подарочный. Батюшка Сергий и матушка Екатерина мечтают о настоящих, певучих колоколах для нового храма. Сегодня их стоимость оценивается почти в миллион рублей без транспортировки. Поэтому сбор средств для храма в Соловьёвске продолжается.
…Каждую пятницу в пять часов вечера на месте закладки будущей церкви у поклонного креста отец Сергий проводил молебен. И ни разу за все три года, какая бы погода в этот день ни стояла, на прихожан не упало ни дождинки. Все удивлялись: стена ливня шла на поселок, но, будто в ожидании окончания молебна, замирала перед будущей стройкой. И только, когда люди расходились, стихия вступала в свои права. Совпадение ли это, случайность, а, может быть, Божья милость…
Анна АЗАНОВА,
п. Соловьёвск,
Тындинский р-н.