В Приамурье состоялся Первый открытый Дальневосточный фестиваль детского кино «КинАмурчик». Мероприятие прошло в рамках фестиваля «Детство на Амуре», в нем приняли участие помимо амурских и приморских киностудий детские объединения из Новосибирска, Бердска, Нижнего Новгорода, Нового Уренгоя и даже Шымкента (Казахстан). Как снимается детское кино, почему современных детей тянет на ужастики, что самое сложное в работе с юными актерами, рассказывает президент Амурской областной общественной организации «АмурКиноСоюз», руководитель детской студии кино и телевидения «Премьера» Владимир Розанов.
 
Есть идея!

Короткометражки, видеоанекдоты, мультфильмы и музыкальные клипы - все это по плечу юным кинолюбителям из Приамурья. В области действуют как минимум четыре мультстудии и пять детских киностудий, помимо Благовещенска приобщиться к великому искусству стараются ребята из Белогорска. Своя студия до недавнего времени была и в Свободном, но руководитель сменил место жительства, а замену ему пока не нашли. 

Как театр начинается с вешалки, так кино начинается со сценария, точнее, с идеи сюжета. Обсуждают ее обычно коллегиально.
- На вопрос «Что будем снимать?» ответ всегда один - ужастики. Это нам, взрослым, кажется, что школьное кино должно быть про дружбу, первую любовь и т.д., а современным детям интересно про зомби и вампиров. Можно по-разному к этому относиться, но такова тенденция. Мы в своем детстве тоже любили в войну, шпионов или пиратов поиграть. Однако я, как взрослый, все-таки понимаю, что финал, в котором все умерли, - не для детского кино, поэтому детские идеи приходится немного трансформировать. Оставляем немного мистики, но стараемся привнести толику морали - как говорил Станиславский, сверхзадача должна присутствовать.

Так, в фильме «Спецпоказ», герои, оказавшись в загадочном кинотеатре, понимают, как важна дружба. По сюжету в одной из школ появляется таинственный старик, который раздает ученикам пригласительные на закрытый показ фильма. В кинозале между одноклассниками разгорается ссора, экран вдруг гаснет, а стены начинают сужаться. И чем больше дети ссорятся, тем стремительнее сокращается пространство. Только помирившись друг с другом, дети получают шанс на освобождение. Фантастическая составляющая присутствует и в фильме «Закрытая дверь». Два приятеля, решив проследить за директором школы, попадают в параллельный мир, в котором не существует телефонов и ноутбуков, и понимают, что жизнь может быть интересной и яркой даже без гаджетов. Впрочем, как показывает практика, фантастика в детском кинотворчестве должна присутствовать строго дозировано. Так, белогорской видеостудии «1001 шутка», работавшей над сериалом «Зомбо-школа» прокуратура запретила продолжать съемки: фильм, в котором главными героями были дети-зомби, вызвал ряд нареканий.
 
Рукав в жертву искусству

- Работать с детьми, конечно, сложнее, - отмечает Владимир Розанов. - Оставаться за кадром никто не хочет, поэтому приходится придумывать роль для каждого. А это не всегда просто. К примеру, сценарий «Спецпоказа» изначально был написан для 14 героев, но в ходе съемок количество детей увеличилось до 21, и нам пришлось дописывать сцены для них.

В любом детском коллективе конфликты - явление не редкое, на съемочной площадке их количество вырастает в разы.

- Как правило, в киностудию приводят тех детей, которые уже успели позаниматься в театральном кружке или хореографическом ансамбле. То есть это маленькие медийные личности, многие из которых талантливы, но при этом капризны и не по годам амбициозны. С ними, безусловно, интересно, но и нелегко. Ссоры, слезы и обиды во время съемочного процесса, - такое происходит нередко, - признается Владимир.

Любопытно, что во время распределения ролей, большинство ребят хотят заполучить роль не самого доброго-умного-смелого, а того, кто чаще оказывается в кадре и больше произносит реплик. При этом, по словам Владимира Розанова, с запоминанием текста у большинства большие проблемы.

- Как показывает практика, первые три дубля камеру можно даже не включать, актеры забывают слова, запинаются, теряются, а вот к пятому дублю все идет как по маслу.

В среднем приходится снимать по 5-6 дублей, однако бывают случаи, когда их количество достигает двадцати. Начинающие дарования воспринимают это как рутину и быстро утомляются. Хотя в некоторых сценах, кажется, они готовы участвовать сколько угодно долго.

- Однажды мы снимали сцену драки, довольно долго участники изображали все ненатурально, и мне то и дело приходилось кричать: «Не верю!» А вот когда они вошли в раж, я испугался, что не смогу их разнять: летели пуговицы, отрывались рукава, зато результат вышел очень правдоподобным.
 
Найти своё место

Определенные сложности возникают при выборе места съемок. К примеру, как снять сцену из летнего лагеря посреди зимы? В итоге съемочную площадку пришлось устраивать в детском доме, заодно и у его воспитанников появилась возможность почувствовать себя актерами второго плана. 

Нередко съемки происходят в АОДНТ, кукольном театре, школах города.

- «Закрытую дверь» мы снимали в лицее №6, одним из главных реквизитов был большой бюст Ленина, который мы на время съемок установили в холле. Когда работа подошла к концу, гипсового вождя нас попросили оставить - оказалось, что лицей носит имя Ленина, поэтому изваяние пришлось к месту.

Рассуждать на тему, сколько воспитанников киностудий свяжут свою судьбу с большим кино, слишком прежде-временно, да и такую цель руководители объединений перед собой не ставят - важнее помочь детям развить творческие способности, получить новые навыки и завести новых друзей.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Стоимость обучения в киностудиях варьируется от 1,5 до 6 тысяч рублей.

Средний возраст ребят - 11-13 лет.

Около 90% посещающих киностудии - девочки.

Дарья ДРУЖИНИНА.