Более 100 лет назад власти Благовещенска, как и сегодня, пытались навести порядок в транспортном сообщении города. А поскольку проблемы в этой сфере возникали постоянно, городская Дума принимала несколько обязательных для  исполнения постановлений: в июне 1882-го, в декабре 1884-го и в марте 1886 года. В этих документах определялась плата за проезд, а также правила работы легковых (пассажирских) и ломовых (грузовых) извозчиков.

«За провоз по местности, состоящей в городском плане, со включением сюда и Зейского перевоза, извозчик получает с седока: днем - по 50 коп. за час, с 10 часов вечера до 6 часов утра - по 75 коп., за провоз за город взимается по 75 коп. за час. В праздники: Рождество Христово (два дня), Новый год, Крещение, Масленицу (три дня), с пятницы Страстной недели и Пасху (три дня) - плата за каждый час 75 коп. Едущие в один конец менее версты платят 10 коп., до двух верст - 20 коп., прибавляя за каждую версту по 10 коп., причем  число верст от военного лазарета до Зейского перевоза следует считать 6,5 версты. Означенный расчет обязателен только для двух седоков, с трех седоков плата повышается в полтора раза, а с четырех - в два раза. 

Выданный в городской управе номер в двух экземплярах извозчик обязан: один экземпляр прибить на экипаж, а другой иметь постоянно при себе на случай истребования такого нанимателем. За вымогательство с седока платы за езду выше таксы, а также за неимение при себе или на экипажах номера, извозчик подвергается штрафу: в первый раз - в 1 рубль, во второй - 2 рубля, а в третий - лишается права на дальнейшее содержание извоза. Штрафы эти обращаются на благотворительные нужды.

Извозчик должен ехать с седоком не шагом, а рысью, примерно не  менее восьми верст в час. При езде выбор дороги предоставляется на усмотрение седока.

Лошадь должна быть хорошая. Как сам извозчик, так и им присылаемые работники должны быть не моложе 17 лет, трезвого и честного поведения, иметь приличную одежду и отнюдь не в одной рубашке. Во время езды извозчик обязан заботиться о безопасности ездока.
Езда по улицам Благовещенска во время дня не должна быть сильнее обыкновенной средней рыси, езда во время ночи должна быть тихая. При поворотах в улицы и переулки проезд должен быть не быстрее скорого шага или тихой рыси. Ломовые извозчики, проезжая по улицам, должны следовать шагом, отнюдь не перегоняя один другого, кроме того, должны стараться не перегораживать дороги. Всякого рода скачки и состязательные бега в черте города строго воспрещаются. 

Для стоянки извозчиков на биржах назначаются следующие пункты: против Никольской улицы у общественного сада; около мужской гимназии; на углу Торговой и Большой улиц около дома Дикмана; на Мастерской улице около домов Семерова и Бутина; на Зейской улице около дома Усольцева; на Зейской и Никольской улицах около дома Бусыгина.

Извозчики с экипажами обязаны являться в городскую управу для осмотра по её требованию. Не исполняющие сего постановления будут привлекаться к законной ответственности».

Анна АЗАНОВА  («Справочная книжка Амурской области за 1890 год»).
Фото: amurtaimen.ru