Популярная неделя распродаж, она же «Чёрная пятница», завершилась. Как правило, в эти дни покупатели сметают с полок всё да подешевле, не задумываясь о качестве товара. А через несколько дней выясняется, что некоторые изделия с дефектами или ненадлежащего качества. Можно ли вернуть товар, купленный по акции, и на каких условиях, рассказывает юрист Екатерина Колоновская


 
Объявления - ловушки
 
Если вы видите в магазине объявление с содержанием вроде «Товары по акции обмену и возврату не подлежат» или «Вещи, купленные на распродаже, вернуть или обменять нельзя», знайте, что это неправомерно. Их размещают для юридически неграмотных покупателей, вводят людей в заблуждение, чтобы минимизировать количество возвратов бракованных товаров.
 
• Какой товар можно вернуть?
 
Изделия, купленные на распродаже, по акции и со скидкой, вернуть можно. По закону нет никаких ограничений на возврат и обмен акционных товаров (неважно, купили вы их по полной стоимости или со скидкой). Исключение составляют товары с пометкой «Уценка», так как покупатель заранее предупреждён о возможном браке.
 
При обнаружении дефекта в товаре, приобретенном по акции (со скидкой), потребитель имеет право в соответствии со статьёй 18 «Закона о защите прав потребителей» потребовать замены на товар этой же модели; замены на товар другой марки (модели) с перерасчетом цены; безвозмездного устранения недостатков купленного товара; уменьшения стоимости или возврата денежных средств.
 
• А если не подошёл фасон?
 
Во время распродаж люди совершают импульсивные покупки по принципу «все покупали, и я купил». Оказавшись в спокойной домашней обстановке, человек понимает, что вещь ему совершенно не подходит, а третий миксер в быту не пригодится. Но приобретённый товар-то без дефектов. Как его вернуть? Согласно статье 25 «Закона о защите прав потребителей» вы можете вернуть или обменять непродовольственный товар, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. При этом важно, чтобы с момента покупки товара прошло не более 14 дней (не считая дня покупки), товар был новым, не бывшим в употреблении; сохранён товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки, бирки и т.д.
 
Также есть утверждённый перечень товаров надлежащего качества, вернуть которые нельзя, например: предметы личной гигиены и бельё; материалы, отпускаемые метражом; бытовая мебель (некоторые крупные магазины делают возврат, по закону они этого делать не обязаны); технически сложные товары бытового назначения (телефоны, фотоаппараты, радио- электроника и т. п.) и так далее.
 
• Покупки в интернет-магазинах
 
Многие приобретают товары в интернет-магазинах. На покупки на маркетплейсах действуют все те же правила обмена, за исключением срока возврата товара. Потребитель вправе отказаться от совершённой покупки в течение семи дней до отправки товара и в течение семи дней после передачи его покупателю.
 
• Что делать, если нет кассового чека?
 
Еще один неправомерный аргумент продавца, не желающего вернуть уплаченные деньги или сделать обмен: «У вас нет кассового чека, я не могу сделать возврат». Во-первых, если вы расплачивались кредитной или дебетовой картой, то у вас сохранились данные в онлайн-приложении (этого достаточно для подтверждения факта покупки). Во-вторых, товары, представленные в сетевых магазинах, имеют знаки отличия (ярлыки на одежде, упаковке и т.д.). В-третьих, вся информация о продажах сохраняется в базе данных продавца, откуда легко изъять информацию и сверить с кодом товара. Если же продавец и в этом случае отказывается выполнить условия возврата, вы можете сослаться на свидетельские показания.
Когда вернут деньги?
 
Продавец обязан вернуть денежные средства, уплаченные за товар, в течение трёх дней со дня возврата.
 
Татьяна ЯМЩИКОВА.
ФОТО: iz.ru