В июне 1891 года Благовещенск посетил наследник престола, будущий российский император Николай II. К его приезду в городе была возведена Триумфальная арка, копия которой сегодня считается символом Приамурья. Но немногие знают, что подобные Царские ворота во время визита цесаревича были построены практически во всех городах Дальнего Востока и Сибири. 


 
 ХАБАРОВСК. К приезду цесаревича в Хабаровке (тогдашнее название города) построили две Триумфальные арки. Одна стояла на улице Алексеевской (ныне ул. Шевченко) и называлась верхней, вторая - нижняя, находилась между краеведческим музеем и современным памятником Якову Дьяченко. После отъезда царского наследника нижнюю арку разобрали, а верхняя простояла до 1924 года, пока ее не разобрали на дрова. Речь о восстановлении хотя бы одной из них в Хабаровске идет уже 30 лет, но только недавно предложения стали воплощаться в реальность. В 2018 году департамент городской архитектуры объявил конкурс на лучший проект, в котором победил макет супругов-архитекторов Корза. По их проекту, арка должна находиться в 15 метрах от исторического места - в районе Комсомольской площади перед лестничным спуском на набережную.
 
После Хабаровки цесаревич отправился на пароходе в Благовещенск, делая по пути остановки в казачьих станицах. Жители приветствовали гостя, преподносили хлеб-соль, а цесаревич проходил через специально выстроенную арку. Так что небольшие деревянные сооружения в виде арки были построены практически по всем крупным селам вдоль Амура. После Благовещенска наследник престола отправился в Забайкалье и дальше: Сретенск, Нерчинск, Чита, Верхнеудинск (Уланд-Удэ), Иркутск, Канск, Красноярск, Мариинск, Томск, Тобольск, Сургут, Омск, Оренбург. По традиции того времени в каждом населенном пункте, в котором цесаревич останавливался хотя бы на несколько часов, сооружались Триумфальные арки, чаще всего - из дерева. Ни одна из них не сохранилась. Но некоторые были восстановлены уже в нынешнее время, как, например, в Благовещенске, Владивостоке, Канске, Мариинске, Улан-Удэ (там арку сделали шире и под ней теперь идет движение автотранспорта). На очереди - арка в Хабаровске и царская беседка в Иркутске.

 
♦ ВЛАДИВОСТОК. О визите высокого гостя в дальневосточный регион было известно заранее, поэтому еще за пять месяцев до прибытия престолонаследника во Владивосток городская дума приняла решение построить напротив Адмиральской пристани Триумфальную арку, или Николаевские ворота. «…Из городских сумм назначить 5 тысяч рублей и обратить на это же пожертвованный купечеством для сего капитал около 4 тысяч рублей. Само сооружение поручить городскому архитектору капитану Н. Коновалову…» Монументальные ворота были построены из камня и кирпича в русско-византийском стиле. Простояла арка около 40 лет: в 1923 году с неё сняли монархические символы и переименовали в Комсомольскую, а в 1930 году просто разобрали. В 2003 году арку восстановили - как неотъемлемый символ истории Владивостока, и в наши дни она превратилась в местную достопримечательность. На море с арки смотрит образ Николая Чудотворца, покровителя моряков, а по другим сторонам на ней размещены гербы Приморской области, Владивостока и владивостокской крепости. Местные часто называют Николаевские ворота Аркой цесаревича. 

 
♦ УССУРИЙСК. Селу Никольскому (позже образованному в город Никольск-Уссурийский) строительство арки обошлось в крупную для того времени сумму - одну тысячу рублей. Постройка достигала 10 метров в высоту и 15 метров в ширину - довольно внушительно для провинции, причем она была сложена из кирпича, что могли тогда себе позволить лишь Владивосток и Благовещенск. Но уже через два года жители обеспокоились состоянием построенного на скорую руку сооружения. «Не найдется ли добрых разумных патриотов, которым было бы дорого событие и память об особе Цесаревича, и которые хотели бы исправить арку», - писали в местной прессе. Повод привести арку в порядок появился только через несколько лет - реконструкцию затеяли к коронации Николая II в 1896 году. Арку решили переделать в часовню. Несмотря на то что центральный пролет превратился в закрытую постройку, здание служило символическими воротами. Однако к началу XX века состояние постройки ухудшилось, и в 20-30-е годы прошлого века арку-часовню окончательно снесли.
 
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ОБ АМУРСКИХ ВОРОТАХ
 
 Из всех дальневосточных Триумфальных арок благовещенская была самой высокой - 20 метров. Она стояла в 15 метрах от городских торговых рядов (ныне институт геологии и природопользования). В конце XIX века в этом месте на Амуре располагался деревянный причал, по которому в начале июня 1891 года вступил в город цесаревич Николай.

 
• Строительство арки обошлось в 10 тысяч рублей - казна не выделила ни копейки, все работы велись на пожертвования купцов, рядовых горожан и золотопромышленников. Возводить ворота начали еще зимой, что было не принято в те времена, поскольку делать кирпичную кладку в морозы рискованно. Но строителям надо было успеть к началу лета, они торопились. Возможно, поэтому сама конструкция оказалась не слишком крепкой и с годами в ней появились трещины. В 1913-1914 годах ворота были частично отреставрированы. Но наводнение 1928 года ослабило фундамент строения. 
 
• В 1923 году Царские ворота переименовали в арку имени 5-й Краснознаменной армии. В 1936 году обветшалое строение разобрали учащиеся речного училища, чтобы оно не мешало заливке катка. 
 
• Копию старой арки начали строить в 2003 году, а торжественно открыли 4 ноября 2005 года. В современном проекте архитекторы отступили от исторических деталей: например, на старых фотографиях видно, что иконы в нишах были маленького размера - современные сделали намного больше. Вместо иконы Николая Чудотворца теперь на Амур смотрит государь Николай, которого причислили к лику святых. Свод ворот сделан не из кирпича, а из железобетона. 
 
• Инициаторами реконструкции арки стали руководитель «Амурской ярмарки» Анатолий Телюк и архиепископ Гавриил. Строительство обошлось более чем в 10 миллионов рублей, пожертвования внесли 86 предприятий, около 400 предпринимателей и частных лиц области.
 
• Общий вес керамических икон составляет около полутора тонн. Толщина кирпичных стен в разных местах от 70 до 90 сантиметров, арку освещают 56 светильников, шесть железных фонарей и две лампы под иконами. Внутри высокого строения пустота, а наверх ведет крутая железная лестница. 
 
• В городах, где стоят подобные сооружения, существует поверье: если встать под аркой и загадать желание, оно сбудется. Наш город не стал исключением.
 
Анна АЗАНОВА.
ФОТО: интернет