«Играть нужно чисто, честно и от души», - говорит благовещенский саксофонист-виртуоз Сергей Лавренов.

Он успевает плодотворно работать в трех коллективах: эстрадно-джазовом оркестре AmurJazzBand; созданной на его платформе группе «Зеркала»; плюс в группе «Рестайл», выбравшей своим направлением музыку 60-80 годов. Собирает полные залы, что не всегда удается даже приезжим звездам - в отзывах так и пишут: «Заворожил публику», «Покорил своей игрой». Умудряется сочетать творчество с бизнесом - брутальным, мужским: у Сергея Владимировича магазин автозапчастей. А еще он очень обаятельный, открытый, позитивный, разноплановый… Настоящая 3D-персона, как высказался один из его почитателей.

Между тем первый саксофон в его жизни появился только в 27 лет. Купил у заезжего питерского музыканта за немалые по тем временам деньги - 700 рублей (зарплата работника культуры в то время - 100 с хвостиком). А до этого были: детская музыкальная школа в поселке Прогресс, где Сергей учился по классу фортепиано, дирижерско-хоровое, а затем духовое отделение музучилища, работа в нескольких музыкальных коллективах и ресторанах города - Лавренов играл на синтезаторе стоимостью в «жигули», который приобрел, живя в общежитии и будучи отцом семейства с неработающей женой и маленьким ребенком. Он был тогда студентом, трудился в трех местах (как только сил хватало!), и хороший инструмент был просто необходим, чтобы закрепиться на хорошо оплачиваемой работе.

И вот начался ежедневный труд в познании саксофона-альта. Упорный и захватывающий. Через какое-то время его заинтересовал саксофон-сопрано, самый миниатюрный и самый коварный. Сергей Владимирович приручал его несколько лет. Действовал методом проб и ошибок. Увлекся. Победил. Теперь в его коллекции четыре сопрано: изогнутый - для динамичной музыки и громкого аккомпанемента, и прямые - для более нежных, лирических произведений. А всего порядка десятка саксофонов, каждый из инструментов уникален, собирались они долгие годы. Самый любимый и эксклюзивный - альт SelmerMark VI, на год старше хозяина, ручной работы и с роскошным тембром.

Многие ошибочно думают, что хороший инструмент - залог красивого звука. На самом деле достичь этого звука можно только благодаря ежедневному кропотливому труду, который начинается ранним утром, без выходных и праздников. На концертах музыкант обычно меняет инструменты, в зависимости от того, какую вещь исполняет. Это тоже требует определенного уровня мастерства, потому что к каждому саксофону надо приноровиться, знать его особенности и возможности - причем перестраиваться приходится прямо на сцене.

Очень важна и физическая форма. Утро Лавренова начинается с тридцати отжиманий, вечером, если позволяет время, он «гоняет» на велотренажере. Курить тоже давно бросил. И, как все коллеги по творческому цеху, регулярно выполняет специальные упражнения для диафрагмы и пресса - главных гарантов хорошей подачи звука при исполнении. Впрочем, музыка не только требует жертв - она же очень многое дает. Необходимость запоминать большие произведения отлично тренирует память, импровизация требует определенного культурного багажа, тонкие чувства развивают интуицию, которая потом пригождается и в бизнесе, и просто в жизни.

Свой репертуар музыкант составляет по «эмоциональному» принципу: произведение должно нравиться. Если оно не берет за душу тебя самого, не за-тронет и публику. Во всех выступлениях Сергея Владимировича принимает участие дочь Эльвира, впервые она вышла на сцену в восемь лет. Сын Антон тоже задействован в музыкальных проектах отца, он дипломированный звукорежиссер. С трех лет участвует в сольных концертах дедушки внучка Белла. Мечтает Лавренов передать любовь к музыке и маленькому внуку Баграту. А своей музой называет жену Елену, которая и в бизнесе ему первая помощница, и в концертной деятельности незаменима: советник, костюмер и честный критик.

Традиционный образ музыканта - этакий оторванный от действительности лирик и меланхолик. Сергей Лавренов - оптимист, живущий полной жизнью. По его собственному признанию, он любит хорошие машины и вкусную (особенно экзотическую) еду. У него много друзей и книг. Он умеет носить костюм не «по-хрущевски», не любит терять время зря и фантастически трудолюбив. «Я благодарен судьбе за то, что у меня не было педагога по классу саксофона, - говорит Сергей Владимирович. - До всего приходилось доходить самому, это развивало и интерес, и упорство. И это дает большее удовлетворение, чем если бы я получил все на блюдечке. Сегодня интернет позволяет слушать известных музыкантов и учиться у них. Но очень важно оставаться индивидуальным в игре».

В начале апреля у него большой концерт в Амурской областной филармонии. И филармония, и музыкант Лавренов в этом году юбиляры. Красивую цифру - 55 - поклонники Сергея Владимировича уже сейчас называют двумя пятерками за мастерство.

Инна ВОЛКОВА.