Не раз приходилось слышать от мам возмущения на тему жестокости в детских сказках. Мол, сюжеты некоторых - похлеще фильмов ужасов. Взять хотя бы «Василису Прекрасную». Там у Бабы-яги забор из человеческих костей, увенчанных черепами, а в качестве «дом-работницы» - монстр с шестью руками. Некоторых мам и пап настораживает любое проявление агрессии - даже по отношению к злым персонажам. Они считают негуманной сцену, где коза распарывает рогами живот волку, который съел ее семерых козлят, а потому не держат дома таких «кровожадных» книг. Ведь литература должна сеять светлое, доброе, вечное… Так, может, стоит избегать страшных сказок?
 
- Не стоит так сильно пугаться остросюжетных повествований. Зачастую то, что с позиции взрослого кажется ужасным, ребенком воспринимается совсем иначе. Русские народные сказки хороши тем, что в них четко разграничено добро и зло. В финале зло оказывается наказанным, то есть справедливость торжествует. А вот в современных сказках и мультфильмах нередко границы добра и зла размыты. Негативные персонажи становятся положительными - и наоборот. К слову, это касается и празднования Хэллоуина, когда дети наряжаются в ведьм и вурдалаков. Всеобщая толерантность, так популярная в наше время, приводит к тому, что акценты смещаются, и ребенок не может понять, что такое хорошо, а что такое плохо. В результате появляется тревожность, замкнутость, страх, - поясняет детский психологАнна Марчук. - В моей практике был случай, когда у ребенка после просмотра рекламы фильма, в котором клоун стал маньяком, начались проблемы с поведением. В детском возрасте сложно понять, почему добрый и смешной персонаж вдруг стал злодеем.
 
Сказки с древних времен выполняли не только развлекательную роль, но и воспитательную. А потому в оригинале многие из них намного жестче, чем мы привыкли думать. К примеру, волк-таки съедает двух поросят, поленившихся строить крепкое жилье (вот тебе и урок: будешь работать спустя рукава - окажешься в опасности). А «Красная Шапочка» Шарля Перро и вовсе пособие для юных девушек, как не попасть на крючок соблазнителя: волк - прообраз совратителя, в оригинале он предлагает девочке лечь с ним в постель. Такие истории иносказательно учат правильному поведению в тех или иных ситуациях.
 
По мнению психологов, сказки, в которых положительный персонаж умирает, тоже важны. Многим детям, к примеру, до слез жалко корову из «Крошечки-Хаврошечки», которую злая мачеха порубила и сварила. Но и в этом моменте заключен важный посыл.
 
- Как бы родителям ни хотелось, в жизни ребенка рано или поздно случатся трудности и потери. В дошкольном возрасте очень важно познакомиться со всем спектром эмоций, это подготовит ребенка к реальности и поможет сформировать эмоциональный интеллект. Пытаясь оградить от любых волнений и показывая мир в розовом свете, родители оказывают медвежью услугу: не имея опыта преодоления препятствий «в теории», на практике ребенок может не справиться с нахлынувшими чувствами, - продолжает Анна Марчук.
 
Впрочем, есть случаи, когда от спорных сказок, все же стоит отказаться. Если малыш излишне впечатлителен и после прочтения не может заснуть, боится оставаться один в комнате, становится плаксивым, не стоит упорствовать. Это явный сигнал отложить книгу на потом. Кроме того, у многих детских писателей есть действительно жутковатые сочинения, знакомство с которыми лучше отсрочить. К таким сказкам можно отнести «Красные башмачки» Андерсена, где палач отрубает девочке ноги и «Можжевеловое дерево» братьев Гримм, где мачеха убивает пасынка и варит из него суп.
 
- Конечно, в страшной сказке важен счастливый конец, чтобы ребенок понял, что, если приложить усилия и смекалку, можно победить зло. Кроме того, очень важно в процессе прочтения озвучивать чувства ребенка (например, «Тебе жалко козлят?» или «Тебе страшно?»), а дойдя до конца обсудить финал и прояснить все непонятные вопросы, - заключает психолог.
 
Дарья ДРУЖИНИНА. 
ФОТО: artzakaz.pro